Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Злоба делает людей глупыми

[Беседа XLI]. Ничто так не делает людей глупыми, как злоба. В самом деле, когда человек бывает коварен, непризнателен, когда раздражается, ничем не обижаемый, строит ковы, то не представляет ли в этом доказательство крайнего своего безумия? С другой стороны, ничто так не делает людей разумными, как добродетель: она делает их признательными, человеколюбивыми, тихими; она обыкновенно рождает и все другие совершенства. Кто может быть мудрее человека с такими расположениями?

(II, 772)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
    С. 275
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 238

Лукавство, или Злоба, причиняют муку, кто им предан

[На Псалом 139]. Лукавством (πονηρία) оно называется потому, что причиняет муку (πόνον) и изнурение тому, кто предан ему. Вот почему и Премудрый, указывая на это, говорит: аще зол будеши, един почерпнеши злая, аще же добр, себе и искренним (ср.: Прит. 9:12). Как же злой один почерпает злое, когда он многим делает зло? Но он не вредит никому из тех, которые сами не беспечны и не нерадивы (Иов и диавол).

(II, 580)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1899. Т. V.
    Беседы на Псалмы
    Беседа 49. С. 468
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. V. С. 420

Злоба мучит того, кто ей предан

Слушайте, безжалостные и жестокие! Вы жестоки не для других, но для самих себя. Когда ты питаешь злобу, то знай, что ты питаешь ее к себе самому, а не к другому, обременяешь самого себя грехами, а не ближнего.

(I, 562)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 18:21–35. С. 630
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 594

При Божием попечении нам не вредят ни Злоба людей, ни стихии

Когда мы пользуемся попечением свыше, то не только можем избегать наветов злых людей, но, если и лютые звери нападут на нас, мы не подвергнемся никакой беде. Владыка всяческих, по преизбыточеству силы Своей, изменяет и естество зверей, и влагает в них кротость овчую, не отнимая у них природной лютости, но, оставляя при той же природе, заставляет проявлять свойства овец. И это можно видеть не на одних только зверях, но даже и на стихиях. Когда Он хочет, то и самые стихии забывают свойственную им силу.

(I, 261)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА LVII. С. 615
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 500
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

При огорчении не давать Злобе излиться в словах, иначе воды ее внидут до души

Не смущайся от ревущей в тебе злобы и порывающейся излиться в словах горечи, а повелевай ей молчать в тебе, замирать. Иначе, привыкши видеть твое повиновение и течь с твоего языка, она одолеет тебя. Как вода, стоящая за земляной плотиной, нашедши себе скважину, размывает ее больше и больше и просачивается чрез нее, если мы не закрепляем или слабо закрепляем ее и, наконец, при возрастающем послаблении с нашей стороны и при частых прорывах вода сильно проторгается, и чем дальше, тем сильнее и сильнее, так, что, наконец, делается весьма трудным, даже невозможным заградить ее, — так и с злобой, скрывающейся в сердце человека: если мы дадим ей пробиться раз и другой, и третий, она будет все сильнее и сильнее вытекать и, наконец, может прорвать совсем и затопить твою плотину. Знай, в душе стоят воды злобы, как говорит псалмопевец: внидоша воды до души моея (Пс. 68:2).

(X, 947)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 1
    С. 112, 113
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Злоба, даже бесовская, без соизволения Божия не вредит нам

  1. Ты оттого пострадала скорбь, что не отнесла к Богу, тако соблаговолившему, а положила во уме твоем причиною сему людей… Нет, самая бесовская злоба не может причинить нам никакого вреда, Господу не попустившу: в этом ты должна быть твердо убеждена.
(X, 225)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 595–596

Злоба людская есть орудие Промысла и без Его воли не вредит

  1. Неужели Вы не веруете, что люди, оскорбляющие Вас, суть орудия Промысла Божия, действующие в деле нашего спасения? И сколько бы ни были злы, но могут только то сделать, что угодно будет попустить благой воле Божией.
(X, 226)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 599