Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Зло, в смысле бедствий, от Бога

[Беседа 1]. Когда увидишь, что случились неурожаи, и язвы, и засухи, и наводнения, и беспорядочные перемены в воздухе, или другой подобный бич человеческой природы, то не изъявляй досады и негодования, но поклонись Творцу, подивись Его попечительности. Он делает это, и наказывает тело, чтобы вразумить душу. И это, скажешь ты, Бог делает? Да, Бог делает это; и пусть предстанет здесь весь город, пусть вся вселенная, я не побоюсь сказать это. О, если бы у меня был голос сильнее трубы и мог я стать на высоком месте и пред всеми воскликнуть и засвидетельствовать, что Бог делает это! Не по безумию говорю это, но имею на своей стороне пророка, который со мною восклицает и говорит: нет зла во граде, еже Господь не сотвори (ср.: Ам. 3:6). А зло, как слово, имеет два смысла: грех — зло действительное, и наказание за грех — зло, только по неточному названию, а на самом деле — благодеяние (как у врача считается благодеянием для больного отсечение негодного члена); пророк назвал злом именно бедствия, применяясь к обычной речи.

(II, 322)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Беседы о диаволе
    С. 280
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 251

Зло мира: в нем Господь, как Судия, невиновен

[Слово 4]. Сколь многие теперь подстерегают на дорогах, сколь многие подкапывают стены, сколь многие погубили многих при посредстве губительных ядов? Разве за это мы обвиняем судью? Никоим образом. Если бы он, захватив их для произнесения приговора, отпустил, — и человека, потерпевшего зло, наказал, а нанесшего почтил и, увенчав его, освободил, — то он поистине был бы достоин обвинения и самых крайних упреков; когда же они еще не преданы, и не настало время приговора, и он еще не требует судебных разысканий, то зачем ты преждевременно осуждаешь? Но надлежало бы, скажешь, уже здесь воздать наказание за грехи. Поразмысли, человек, о той жизни, которую ты провел сам, войди в свою совесть, — и ты переменишь мнение; не будешь хвалить этого приговора, но прославишь человеколюбивого Бога за долготерпение. Если бы каждого надлежало привлекать в суд для наказания за погрешности одновременно с совершением самих грехов, то род наш, давно исторгнутый, не дожил бы до настоящего времени. Кто похвалится чисто имети сердце или кто дерзнет рещи чиста себе быти от грехов (ср.: Прит. 20:9)? Но, когда скорбишь из-за долготерпения Божия, то с тщательностью исчисляй допущенные тобою грехи, и будешь благодарен за то терпение, придя в изумление пред Его незлобием.

(II, 463)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    О судьбе и провидении
    С. 813, 814
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 762

Зло в мысли и намерении

[Беседа LV]. Ведь часто достаточно бывает и одного намерения, чтобы получить великое добро. Вот, Иезекииль говорит, что моавитяне за то были наказаны, что радовались (несчастью) израильтян (см.: Иез. 35:12); а были и такие, которые спаслись потому, что воздыхали о бедствиях других. Если же есть некоторое утешение для тех, которые воздыхают о чужих бедствиях, то гораздо более утешения для тех, которые радуются почестям других.

(II, 787)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
    С. 364
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 306

Зло может существовать только с добром

[Беседа II]. Если бы вещество не было причастно какому-нибудь добру, — оно не могло бы существовать. Ведь, зло по своей природе не может существовать, если не будет соединено с каким-нибудь добром; поэтому если бы оно раньше не было смешано с добром, то давно бы погибло, — таково уже свойство зла. Пусть кто-нибудь будет сластолюбив и пусть нисколько не сдерживает себя; проживет ли он десять дней? Пусть будет кто разбойником, бессовестным в отношении ко всем, даже и в отношении к другим разбойникам: останется ли он жив? Пусть будет кто бесстыдным вором, который, не краснея, публично ворует: сохранит ли такой свою жизнь? Зло не может существовать само по себе, если не будет в нем, хотя не много, чего-нибудь доброго.

(II, 854)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Деяния Апостольские
    С. 29
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 33

Причина Зла — наша воля, а потом уже диавол

[Беседа LIV]. Многие погибают и без диавола; не все делает он, а многое бывает и от одного нашего неразумия; и в том, чему он бывает виною, мы подаем ему повод. Скажи мне: когда диавол овладел Иудою? Когда, скажешь, вошел в него сатана. Но вот что причиною: яко тать бе и вметаемая ношаше (ср.: Ин. 12:6). Он сам открыл ему широкий вход. Следовательно, не диавол полагает начало, а мы сами призываем и принимаем его. Но, скажешь, если бы не он, то зло не было бы так велико? Тогда неминуемо постигало бы нас и наказание; а теперь, возлюбленный, наказания наши легче; если же все злое происходило бы от нас самих, то нас постигало бы наказание невыносимое.

(II, 946)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Деяния Апостольские
    С. 470
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 377

Зло живет не в том, кто его терпит, а кто его делает

[Беседа XXII]. Если мы обнаружили кротость, то сделаемся для всех непобедимыми, и ни один человек, ни малый, ни большой, не в состоянии будет причинить нам вреда. Если кто-нибудь станет говорить о тебе худо, он тебе не повредит нисколько, а себе самому нанесет величайший вред, если кто причинит тебе обиду, весь вред падет на обидчика. Разве ты не видел и на судах, что обиженные бывают спокойны, стоят совершенно смело и говорят свободно, а обидчики стоят с поникшею головою, в стыде и страхе? Кто терпит зло, в том не живет зло, потому что не он его произвел, а принял совне и посредством терпения обратил в добро. А кто сделал зло, в том остается язва зла.

(II, 998)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Послание к Римлянам
    С. 773
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 614

Отстать от Зла — не значит быть добрым

[Беседа XVI]. Не делать добра — значит делать зло. Скажи мне, в самом деле, если есть у тебя какой-нибудь слуга, не вор, не наглец, не грубиян, к тому же воздерживающийся от пьянства и от всего прочего, но который постоянно сидит праздным и ничего не делает такого, что слуга обязан делать для господина, — разве ты его не подвергнешь взысканию? Конечно, скажешь ты. А между тем, он ничего не сделал дурного. Значит, это-то самое и худо, что он ничего не делал доброго… Недостаточно удалиться от одного навыка, чтобы вместо него приобрести другой, противоположный, но нужно снова некоторое движение и стремление, не меньшее, чем при удалении от злых дел, для того, чтобы стяжать дела добрые… Тот, кто не враг, не есть и полный друг: есть нечто среднее между враждою и дружбою, в каковых отношениях к нам большая часть людей преимущественно и находится… Нужно еще особое старание, чтобы стяжать такое благо.

(II, 1182)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Беседы на Послание к Ефесянам
    С. 138, 139
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 112

Зло и добро

В том-то и открывается особенно величие силы Божией, что она заставляет проповедовать о рабах Божиих самих врагов их… Столь сильна добродетель, и столь бессильна злоба; первая и среди страданий побеждает, а последняя — и в том, что делает, показывает только собственное бессилие.

(I, 248)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА LI. С. 554
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 456

Причина Зла — воля

После вышней благодати наша воля служит причиной добродетели и порока, так что при собственном усердии мы можем сделаться добродетельными, а при нерадении опять низвергаемся в бездну греха. Тем-то и отличаемся мы от бессловесных, что человеколюбивый Бог почтил нас разумом и в природу нашу вложил познание добра и зла. Итак, никто не должен оправдывать себя тем, что небрежет о добродетели по неведению, или потому, что не имеет руководителя на пути ее. У нас есть достаточное руководство — совесть, и невозможно, чтобы кто-нибудь лишен был ее помощи. При самом сотворении человека вложено в него и познание того, чтó он должен делать, дабы, показав свое благомыслие упражнением в подвигах добродетели в настоящей жизни, как бы в некоторой школе борьбы, получил за добрые подвиги награды, потрудившись краткое время, удостоился бы венцов в веке нескончаемом, стяжав добродетель в этой скоропреходящей жизни, наслаждался бы нетленными благами в веках беспредельных и бесконечных. Зная это, возлюбленные, не унизим своего достоинства, не будем неблагодарны за такое благодеяние, и, гоняясь за временными мнимыми удовольствиями, не будем готовить себе вечного мучения.

(I, 253)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА LIV. С. 575–576
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 471

Непротивление злу или злому

Слышасте, яко речено бысть: око за око, и зуб за зуб. Аз же глаголю вам не противитися злу (Мф. 5:38−39). Приведя постановление ветхого закона и прочитав его от слова до слова, Спаситель показывает, что не брат учиняет обиду, но лукавый. Поэтому и присовокупляет: Аз же глаголю вам не противитися злому (τώ πονηρώ) (ср.: Мф. 5:38). Не говорит: не противитися брату, но: злому, показывая тем, что обидчик все делает по наущению диавола, и, таким образом, слагая вину на другого, весьма много ослабляет и пресекает гнев против обидевшего. Что же, скажешь ты: ужели нам не должно противиться лукавому? Должно, но не так, а как повелел Сам Спаситель, то есть, готовностью терпеть зло. Таким образом, ты действительно победишь лукавого. Не огнем, ведь, погашают огонь, а водой.

(I, 422)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XVIII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 5:38–48. С. 204
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 265

Делать Зло — значит быть побежденным, терпеть Зло — значит побеждать, — по учению Евангелия

Не всегда будем искать победы, и не всегда будем избегать поражения. Иногда и победа приносит вред, а поражение — пользу. Так, между людьми раздраженными, обыкновенно считают победителем того, кто более нанес обид; но этот-то, в самом деле, и остался побежденным жесточайшей страстью и обиженным; а кто равнодушно перенес обиду, тот победил и одержал верх. Тот не мог уврачевать даже и собственного недуга, а этот перенес чужой; тот побежден от себя, а этот восторжествовал над другим, и не только сам не сгорел, но и погасил высоко вздымавшийся пламень другого… И во многих случаях лучше претерпеть поражение; и это даже есть самый лучший способ победы. Если бы кто ограбил кого, или нанес кому удары, или завидовал кому, то претерпевший это и не оказавший сопротивления остался бы победителем… Как в обыкновенном сражении падение считается поражением, так у нас победой. Мы никогда не бываем победителями, когда делаем зло; напротив, всегда побеждаем, когда терпим зло. Точно также и блистательная победа бывает тогда, когда мы терпением побеждаем обижающих нас. Отсюда видно, что эта победа от Бога, потому что она имеет свойство, противное обыкновенной победе, чтό и служит доказательством могущества. Так и морские камни рассекают ударяющиеся об них волны; так и все святые тогда прославились и получили венцы, когда одержали эту, чуждую сопротивления победу. Не тревожься, не беспокойся: Бог дал тебе силу побеждать, не сражаясь, но чрез одно только терпение. Не ополчайся, не выходи сам, — и ты одержишь победу; не сражайся, — и ты получишь венец. Ты гораздо сильнее самого могущественного из твоих противников. Что ты стыдишь сам себя? Не давай ему сказать, что ты победил чрез сражение; но пусть он изумляется твоей непобедимой силе и всем говорит, что ты победил его без сражения.

(I, 635)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXXIV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 26:51–66. С. 842–843
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 756
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Примеры того, насколько Зло ближе сердцу нашему, чем добро

Как я поврежден грехом! что-нибудь худое, злое, нечистое тотчас мыслится и чувствуется в сердце, а доброе, хорошее, чистое, святое часто только мыслится и говорится, а не чувствуется. Увы мне! еще зло ближе моему сердцу, чем добро. Кроме того, зло только подумал или почувствовал, и тотчас готов его сделать, и сделаешь скоро и удобно, если не имеешь страха Божия, — а добро, еже хотети прилежит мне, а еже содеяти не обретаю (ср.: Рим. 7:18) в себе силы, и задуманное доброе дело часто откладывается в долгий, долгий ящик.

 

(X, 991)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 2
    С. 405