Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

В запутанных обстоятельствах Жизни трудно сказать что-либо определенное: осторожность, терпение, смирение, молитва

  1. Получил от тебя письмо без числа. Одно это уже показывает, что ты находишься в тревожном положении. А когда прочитал, что старшее лицо обращается с тобой нехорошо, то еще более открылось, что положение твое очень затруднительное, а помочь этому не знаю, как; разве только предложить тебе совет Марка Подвижника (Духовный закон его 12 глава): не покушайся вещь неудобну разрешить любопрением, но ими же духовный закон повелевает, сиречь — терпением, молитвою и единомысленною надеждою. В запутанных обстоятельствах неудобно сказать что-либо определенное, а только скажу: ничем не нужно спешить, ограждать себя смирением и терпением, как заповедует Сам Господь: в терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21:19) и претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10:22). В делах своих, особенно серьезных и важных, потребна осмотрительность, и осмотрительность немалая, растворяемая прилежной молитвой к Богу и Пресвятой Богородице, свт. Николаю, вмч. Варваре и свмч. Фоке. Такая молитва может укреплять твой дух и придавать тебе бодрость и мужество. Помоги тебе Господи не малодушествовать и благоразумно устраивать свои дела. Не напрасно сказано в псалмах: Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром (Пс. 28:11).
(X, 393)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 191

Никогда в Жизни не отчаиваться и не унывать, уповая на милость Божию

  1. Относится общий мудрый совет: ни в каком случае не отчаиваться и не унывать, а на милость Божию уповать и начинать делать и исправлять возможное, а не все вдруг, как бы тебе хотелось… Главное — не малодушествуй и не унывай, а старайся с помощью Божией, делать возможное.
(X, 394)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 192

Силен Господь защитить понуждающихся жить по заповедям Его, только да храним мир

  1. Силен Господь покрыть и защитить понуждающихся жить по заповедям Его святым; точию о взаимном мире да не нерадим… И плод правды сеется в мире, и отрада в жизни обретается взаимным миром, и всякий благой успех достигается миром по Бозе, точию не человекоугодием по духу мира. Разумное же снисхождение и искусство христианское потребны в делах общих и частных. Еже буди нам иметь помощью Божией, за молитвы блаженного нашего отца (Макария).
(X, 546)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 135

При благонамеренности потребно благоразумие, смирение всегда считает себя скудным его

124. Надобно помышлять, что в каждом деле и поступке недостаточно одной благонамеренности, а потребны благоразумное искусство и основательное обсуждение дела. Вот тут-то много поводов и найдется к самоукорению и смирению, а не к смущению, которым обнаруживается тайная гордость. Смирение всегда сознает себя скудным искусства и умения поступать как должно; впрочем, всегда успокаивает себя сознанием своей худости и благонамеренностью, коей прежде всего ищет Бог от человека.

(X, 557)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 142

В Жизни не очень все принимать к сердцу

  1. Пишешь, тяжело тебе… Старайся настоящие твои обстоятельства не очень принимать к сердцу, а жить, подражая, как по нужде или по своей воле по лесу ходят некоторые: попадается корявое дерево — подогнутся, или обойдут, а какая-нибудь назойливая ветвь хлестнет в затылок, — не очень на это смотрят.
(X, 587)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 178

Столкновения в Жизни, при различии взглядов, неизбежны, но вера в Промысл дает спокойствие духа

  1. Старинные люди давно решили, что век без притчи не проживешь, и прибавили, что и горшок с горшком сталкивается, кольми паче людям, живущим вместе, невозможно пробыть без столкновения. И особенно это бывает от различных взглядов на вещи: один о ходе дел думает так, а другой — иначе; один убежден в своих понятиях, кажущихся ему твердыми и основательными, а другой верует в свои разумения. Ежели в арифметике дело дойдет до дробей, то окажутся цифры вверху и внизу, а посреди их черта: так бывает и в делах человеческих. Если их очень раздроблять, то окажется неудобство и вверху, и внизу, с какой-либо преградой посреди. Я как тебе писал и говорил прежде, так и теперь скажу: ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь таких неудобств, какие предполагаешь; и, сверх того, будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (ибо предположения, по большей части, неверны и ошибочны), то напрасно только будешь себя беспокоить.
(X, 599)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 188‒189
Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Жить как Бог велит, а не как хочется, и никого не винить

  1. Да научит тебя Святая Церковь жить как Бог велит, а не так, как хочется. Мы с тобой жили в монастыре, а терпенью не научились. Ты все винишь меня, что не пишу: да разве я не ответил бы тебе, если б видел настоящую нужду, как иные терпят. А у тебя желание просто детское: письмо получила — вот и все! А что касается желания твоего отойти от меня, то я этого сам решить не могу, ибо я не сам взял к себе на дух, а по благословению старца. А потому, если я тебе тяжел, то обратись к нему. А я от тебя не отказываюсь… Да спасет тебя Господь, и да поможет укрощать неукротимое сердце. И обо мне молись, чтоб Господь исправил меня ленивого.
(X, 645)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 152
Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Никому никогда не жаловаться на участь свою

  1. Хотя бы в самой горькой крайности находились Вы, и тогда никому не жалуйтесь на участь Вашу; но обо всем благодарите Господа, и Господь силен удивить на Вас милость Свою.
(X, 728)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 3
    С. 635

Все обстоятельства Жизни любящим Бога споспешествуют во благо

  1. Что бы ни было в жизни здешней, — теснота ли, прискорбность ли, лишение ли чего, — все споспешествует во благое любящим Бога; все сопровождает нас к Богу; все руководствует нас к вечной жизни… Взыскающие же Господа не лишатся всякого блага (см.: Пс. 33). Нет на свете такого зла, которое бы не побеждалось благом. Есть и здесь какая-то земля, которая приемлет слово Божие, как семя, и плодотворит сторично. Радуйтесь о Господе. Христос посреди нас!
(X, 738)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 3
    С. 828
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Жизнь наша — гостиница, а мы — путники

Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты гражданин? Ты — путник. Понял ты, что я сказал? Ты не гражданин, а путник и странник. Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город — горе, а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа. А есть ли такой, кто на пути откладывал бы деньги? Есть ли такой, кто на пути зарывал бы золото? Когда ты войдешь в гостиницу, то, скажи мне, украшаешь ли эту гостиницу? — Нет, но ешь и пьешь, и спешишь выйти. Настоящая жизнь есть гостиница. Мы пришли и проводим здесь нашу жизнь; постараемся же выйти с доброй надеждой; ничего не будем оставлять здесь, чтобы не погубить там. Когда ты войдешь в гостиницу, то чтó говоришь слуге? — Смотри: куда кладешь вещи; не оставь чего-нибудь здесь, чтобы не пропало что-нибудь, ни одна мелочь, ни один пустяк, чтобы все принести нам домой. Так и мы в настоящей жизни будем смотреть на жизнь, как на гостиницу, и ничего не будем оставлять здесь, в гостинице, но все понесем в отечество. Ты — путник и странник; или — лучше — ты меньше и путника. Как это? Сейчас объясню. Путник знает, когда он входит в гостиницу, и когда выходит, потому что он властен и выйти, и войти; а я, входя в гостиницу, то есть в настоящую жизнь, не знаю, когда выйду… Зачем же ты увлекаешься этим призраком до безумия? Зачем, оставив истину, прибегаешь к теням?

[Слово третье]. Если бы кто призвал тебя на царство земное, и между тем тебе предстояло бы, прежде чем войдешь в город и наденешь на себя венец, остановиться в гостинице, в которой и грязь, и дым, и шум от путешественников, и опасности от разбойников, и теснота, и беспорядок великий, неужели ты обратил бы внимание на эти неприятности, а не пренебрег всеми ими, как ничтожными? Так не странно ли, что надеющийся обладать землей не смущается никакими встречающимися трудностями, одушевляясь надеждами царствования, а призываемый на небеса падает духом и смущается при каждой из случающихся с нами в этой гостинице неприятностей? Состояние здешней жизни нисколько не разнится от гостиницы и пребывания в постоялом доме: это и желали выразить святые, называя себя странниками и пришельцами, и такими словами научая нас пренебрегать и удовольствиями, и неприятностями настоящей жизни и, отрешившись от земли, всей душой прилепляться к небу.

(II, 45, 131)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    Беседы на разные места Священного Писания. Беседа: Когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен и о садах и писаниях, и на слова: стала царица одесную Тебя (Пс. 44:10)
    С. 413
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    Разные. К тому же Стагирию, об унынии
    С. 217
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III. С. 401; Т. I. С. 472

Жизнь сельская, преимущества ее

[Беседа 19. К сельским жителям]. Люди сельские живут в тихом спокойствии и проводят воздержную и достославную жизнь. В самом деле, у этих мужей нет ни театров с их бесчинством, ни конских состязаний, ни развратных женщин, ни прочей сумятицы городской. Распутство во всех его видах изгнано, и повсюду обильно процветает благонравие. А причина этого в том, что жизнь их полна труда, и училище добродетели и воздержности они находят в возделывании земли, занимаясь тем самым искусством, которое Бог прежде всех прочих ввел в нашу жизнь… Они не стыдятся занятий землей, как жители нашего города, а стыдятся праздности, зная, что она научила всякому злу и искони была наставницей порока для возлюбивших ее… И если вы спросите кого-нибудь из этих деревенских жителей, ничего не знающих, кроме своего заступа и плуга, о тех истинах, относительно которых языческие мудрецы не смогли сказать ничего здравого, он с великой мудростью точно ответит вам все. Да не это одно только удивительно, а и то еще, что они и делами своими подтверждают веру, основанную на истинах; они непоколебимо уверены, что мы имеем бессмертную душу, должны будем дать отчет о совершенном здесь и предстать страшному престолу, почему и всю жизнь свою устроили сообразно этим надеждам, стали выше всякой житейской суеты (см.: Еккл. 1:2) и не стремятся ни к какому призрачному блеску… Кто не познает отсюда силы Христа, которая неученых и простецов показала настолько мудрейшими много хвалившихся своею мудростью, насколько разумные мужи превосходят малых детей… У них нет изнеженных женщин, нет ни украшений в одеждах, ни подкрашиваний и подрисовываний: всякое подобного рода растление нравов изгнано… У них нет обычая натираться благовонными мазями, отуманивающими ум, а сама земля, порождая травы, искуснее всякого мировара, изготовляет для них тонкое благоухание цветов. И так как они изгнали всякую роскошь, а пищу употребляют в таком лишь количестве, сколько нужно для поддержания жизни, то и тело у них вследствие этого пользуется таким же полным здоровьем, как и душа. Итак, не будем презирать этих людей за их внешний вид, а станем лучше дивиться их разуму.

(II, 303)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Беседы о статуях
    С. 212, 213, 214
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 188

Любовь к Жизни и презрение

[Беседа 5]. Апостол Павел весьма любил настоящую жизнь по причине пользы, происходящей от нее, но и весьма презирал ее по любомудрию, до которого достиг он чрез это презрение, или по сильному желанию отойти к Иисусу. И вот что всегда я говорю о нем, и никогда не перестану говорить: никто, впадая в противоположные обстоятельства, не обращал так в пользу и тех и других; никто столько не любил настоящей жизни даже из тех, которые сильно любят свою душу, и никто столько не презирал ее даже из тех, которые насильственно убивают себя. Так он был чист от всякого пожелания и не пристращался ни к чему настоящему, но всегда соглашал свое желание с волей Божией; иногда говорил, что жизнь необходимее союза и общения со Христом, а иногда считал ее столь тяжкой и невыносимой, что воздыхал и стремился к отрешению от нее. Он желал только того, что приносило ему пользу по Боге, хотя иногда это и было противоположно прежним его действиям. Он был неодинаков и разнообразен, не из лицемерия, — да не будет, — но был всем, чего требовала польза проповеди и спасение людей.

(II, 403)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Беседы о святом апостоле Павле
    С. 540
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 498

Жизнь простая и трудовая заповедана Христом

[Беседа XXXI]. Христос всегда отвергал жизнь изнеженную и прихотливую, а проводил жизнь многотрудную и стеснительную. Он не употреблял подъяремных животных, но Сам путешествовал так спешно, что и утомлялся от пути. Да и при всяком случае Он внушает нам делать все самим, не иметь ни в чем излишества и не требовать многого.

(II, 759)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
    С. 200
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 179

Жизнь бессмысленна у многих

[Беседа LXXXII]. Если бы кто, севши как бы на вершине зрелища, взглянул на весь мир, — или, лучше, ограничимся пока, если хотите, одним нашим городом, — так, если бы кто, севши на высоком месте, мог разглядеть все человеческое, — подумай, сколько увидел бы он безрассудства, сколько пролил бы слез, каким посмеялся бы смехом, сколько почувствовал бы ненависти! Мы, действительно, поступаем так, что наши дела и смешны, и глупы, и жалки, и ненавистны. Вот один тратит бездну золота, чтобы соорудить каменных людей, а людей настоящих, которые от бедствий сделались каменными, оставляет в небрежении. Иной собирает драгоценные камешки, а видя нагие члены нищих, нисколько не трогается… Иной расточает все на блудниц и тунеядцев; другой — на комедиантов и плясунов; иной — на пышные постройки, на покупку домов. Опять, один вычисляет проценты, другой — проценты на проценты; иной сочиняет бумаги, наполненные многими убийствами, и даже ночью не имеет отдыха, неусыпно бодрствуя на пагубу другим. И об этом все попечение, а о духовном нет и мысли. В церковь все приходят только для того, чтобы поглазеть; но от нас требуется не это, — нам нужны дела и чистая душа.

(II, 818)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
    С. 553, 554
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 446

Жизнь странническая одобряется

Нрав этого юноши (Лота) немного разнился от (нрава) праведника. Уже то самое, что он, имея в виду двух братьев, присоединился именно к праведнику, показывает, что у него довольно было ума, чтобы рассудить и решить, которому из дядей вверить судьбу свою. И решимость отправиться в путь представляет новое доказательство доброй нравственности (Лота): хотя впоследствии он несколько и погрешил, когда взял себе лучшую часть земли (см.: Быт. 13:11), однако ж старался идти по следам праведника. Вот почему и праведник взял его в спутники себе, и он с готовностью променял жизнь домашнюю на странническую.

(I, 166)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXXI. С. 332
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 289

Жизнь среди неверных может быть полезна и для них, и для нас

Я не говорю, что нам не должно иметь сношений с язычниками; но будучи тверды в своих добродетелях, мы и в сношениях с ними (язычниками) должны привлекать их к благочестию и назидать их примером своих добрых дел. Для того-то общий всех Господь и позволил жить вместе и добрым, и злым, и благочестивым, и нечестивым, чтобы злые получали пользу от добрых, и живущие нечестиво руководились к благочестию. Ни о чем, ведь, столько не печется Бог, как о спасении наших душ. Не будем же, молю вас, нерадивы ни к себе самим, ни к ближним; о себе будем заботиться, чтобы устроить свою жизнь так, как угодно Богу; о ближних — чтобы светить добродетелью и ею без слов поучать всех, взирающих на нас. Как, пребывая добродетельными, и сами получим всегда много пользы, и принесем пользу неверным, так, напротив, если предадимся беспечности, и сами подвергнемся великому наказанию, и другим дадим повод к соблазну. Как, соблюдая добродетель, мы получаем сугубую награду от Бога — и за то, что сами в добродетели живем, и за то, что ближних привлекаем к добродетели, так и в греховных делах наказываемся не за свои только согрешения, но и за то, что соблазняем других.

(I, 214)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XL. С. 441
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 374

Упование и страх— в пути Жизни

Будем, возлюбленные, бодрствовать, будем шествовать тесным путем с упованием и страхом: со страхом — по причине стремнин, отовсюду предстоящих; с упованием же потому, что Иисус предходит пред нами. Пойдем с трезвостью и бодрствованием. Если кто хотя несколько задремлет, тотчас низринется.

(I, 466)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXVI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 8:5–13. С. 300
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 340

Благоустройство Жизни с христианской точки зрения

Вступим на узкий путь. Доколе нам предаваться изнеженности? Доколе лениться? Еще ли не довольно жили мы в беспечности, в смехе, откладывая обращение со дня на день? Или опять все останется по-прежнему: и богатый стол, и пресыщение, и роскошь, и жадность к деньгам, и любостяжание? Но какой же будет конец? Смерть. Какой конец? Пыль и прах, гроб и черви. Итак, начнем новую жизнь, соделаем землю небом, покажем язычникам, каких лишены они благ. Взирая на благоустроенную жизнь нашу, они будут видеть образ Царствия Небесного. Когда они увидят, как мы скромны, как свободны от гнева, от злых вожделений, от зависти, от любостяжания, как верно выполняем все обязанности, то скажут: если здесь христиане соделываются ангелами, то каковы они будут по переселении отсюда? Если здесь, будучи странниками, они разливают такой свет, то какими они явятся, когда достигнут своего отечества? Таким образом, и язычники, смотря на нас, сделаются лучшими, и слово благочестия распространится столь же обширно, как во время апостолов. В самом деле, если двенадцать апостолов обратили целые города и страны, то подумай, каким успехом увенчаются наши труды, когда мы все, ревностно стараясь о доброй жизни, чрез это самое соделаемся учителями? Я не предлагаю вам ничего неудобоисполнимого, не говорю: не женись; не говорю: оставь город и устранись от дел общественных; но увещеваю, чтобы ты, оставаясь при них, украшался добродетелью. Я желал бы даже, чтобы живущие в городах больше отличались доброй жизнью, нежели удалившиеся в горы. Почему? Потому, что из этого произошла бы весьма великая польза. Никто не вжигает светильника, и поставляет его под спудом (см.: Мф. 5:15). Поэтому-то желал бы я, чтобы все светильники поставлены были на свещниках, чтобы разливался от них великий свет. Возжжем же огонь этого света и сделаем то, чтобы седящие во тьме избавились от заблуждения.

(I, 513)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XLIII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 12:38–45. С. 461
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 463
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Терпение и смирение нужны на каждом шагу Жизни для христианина

Терпение и смирение необходимы на каждом шагу: терпение — потому, что с нами случаются часто неожиданные и непонятные неприятности, кои мы старались удалить; смирение — для того, чтобы с покорностью Высшей воле переносить случающиеся неприятности. Если тебе кажется, что тебя отвергает Господь, скажи: буди Его святая воля; видно, Он отвергает меня не даром. Что мне поможет в этом случае, кроме смирения? Смирюсь, — и Он примет меня опять в милость Свою, по писанному: смирихся, и спасохся.

(X, 1137)
Источники:
  • Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). - С.-Петербург : ред. журн. "С.-Петерб. духов. вестн.", 1900.
    С. 66, 67

Упадок веры и нравов в Жизни: в нем виновны пастыри и писатели, и слабое управление с безнаказанностью со стороны властей

Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим паствам многих иерархов и вообще священнического чина. Но не одно, конечно, священство виновно в безверии и порочности народа; главным образом, виновны в упадке веры и нравственности развращающие писатели, особенно журналисты, безнравственные учителя, профессора и директора многих учебных заведений… Виновно и высшее правительство, потворствовавшее беспорядкам учеников и студентов и стоявшее иногда во главе беспорядков. От моего воспитательного времени осталось в памяти изречение одного древнего педагога: надежда ненаказанности,  говорит он, есть большая приманка ко греху… Безнаказанность в России в моде, ею щеголяют. А от того непрестанны у нас аварии с морскими и даже Императорскими судами, поджоги многомиллионных государственных зданий: везде измена, везде угрозы жизни и государственному имуществу. Так и вперед будет при слабом управлении.

(X, 1166)
Источники:
  • Новые грозные слова отца Иоанна (Кронштадтского) "О страшном поистине суде божием, грядущем и приближающемся": 1906-1907 г. - С.-Петербург: Н.И. Большаков, [1908].
    С. 63, 64
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Желание непременного исполнения в событиях Жизни своей воли часто приводит к сожалению, лучше полагаться на волю Божию

  1. Вы вопрошаете меня о таком деле, которое решить — выше моего достоинства, меры и разума, и, притом, с таким горячим чувством, что ежели несогласно с Вашим желанием, то, кажется, не перенесете этого… Будет ли из того польза, кто может знать? — токмо един Бог; то всего лучше молиться Ему, и с верою предаться Его Святой воле: как Ему угодно, и чтó Вам на пользу, тако и да устроит, по Своей неизреченной милости. Он так и сотворит. Ежели быть Вам партией сему человеку, то всякое препятствие отведет, и из невозможного сотворит возможное; и, напротив, когда нет воли Его на сие, то все Ваши старания, искания и предприятия останутся тщетными. Вы должны быть в этом твердо уверены, что пред Богом все будущее откровенно, как и настоящее событие. Вы опасайтесь сего: желать непременно того, как и в чем Вы предполагаете составить свое счастие. Бог иногда и попускает исполниться нашему желанию, но, только, вместо счастья, встречается противная участь, а особо, когда по страсти кто чего желает; в Вас же, видится, глубоко оная внедрилась в сердце. Я многие видал сему примеры; и оставалось только пόзднее и неуместное раскаяние.
(X, 266)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 243