Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

В Жизни духовной важно не упускать моментов к сохранению мира

  1. В духовной жизни вещь весьма хорошая вόвремя благоразумно объясниться, вόвремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. Не вотще сказано в псалмах: взыщи мира и пожени ù (Пс. 33:15).
(X, 351)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 79

Цель Жизни духовной: сознавать себя грешнее и хуже всех

260. Вещь весьма сомнительная та, что ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других. Чувство это явно горделивое, от коего и рождаются и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: корень хулы есть гордость. Если желаешь смирить себя, то помни всегда слово одного святого, глаголющего, что самая исправная жизнь человека-христианина подобна только купели, а заповеди Божии подобны неизмеримому морю, как говорит псаломник Господу: заповедь Твоя широка зело (ср. Пс. 118:96). Если сравнить великое море с малой кадочкой воды, то и нечем будет возноситься возносящемуся.

(X, 417)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 26–27
Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Вопросы для ежедневного контроля Жизни духовной в себе

Вопросы: (каждый вопрос требует истинного разумения и рассматривания себя. Пишется не для того, чтобы прочитать только, но, чтобы на самом деле, показать читаемое. Поэтому надобно спросить себя, да и подумать: что? и как? и от чего?). 1. Благоговение, имею ли? 2. Молчание, имею ли? 3. Смиренномудрие, имею ли? 4. Не празднословлю ли? 5. Не говорю ли чего безрассудно, и не поношу ли кого-нибудь обидным словом? 6. Нет ли во мне жестокости, грубости, продерзости или гневного воспаления? 7. Не имею ли сердца на кого? 8. Не помню ли какого зла на отмщение? 9. Не люблю ли мстить, или роптать на обидящего? 10. Имею ли кротость и смирение? 11. Не люблю ли спорить, или прекословить? 12. Имею ли послушание и внимаю ли приказаниям, касающимся до меня? 13. Не пренебрегаю ли чего, по своему нерадению и лености? 14. Все ли делаю я ради Бога? (и служу ли в назидание ближнего?) По сим вопросам очень полезно усматривать свои пороки для исправления на каждый день своей жизни и поведения. Польза зависит от внимания и рачительного усматривания.

(X, 675)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 1
    С. 82–83
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Трудность научения Жизни духовной

  1. Не думай, что можешь скоро научиться духовной жизни; она есть художество художеств; не одна теория, но и практика нужна; а при оной бывает много и преткновения и восстания.
(X, 69)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 225

Жизни духовной нельзя научиться от одного чтения, без практики оно кичит

  1. Помни, что от одного чтения и понятия о вещах духовных не можем иметь об них понятия духовного, когда сами не пройдем их практикой; и чтобы было толку, когда бы ты не имела никакой брани в себе и обучения на деле, а только бы знала, что оные есть и пребывала бы в покое? Ты бы имела только лжеименный и недеятельный разум и впадала бы в высокоумие, после бы и в прелесть. Благодари Бога, что Он тебя обучает духовной брани, и показует тебе твою немощь и неразумие, дабы ты чрез них смирилась и привлекла на себя благодать Божию.
(X, 70)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 226

Жизнь духовная не только во вкушении сладости ее, но и в терпении лишения

  1. Духовная жизнь не в том только состоит, чтобы вкушать внутренние ее сладости и утешения, но в том более, чтобы терпеть благодушно лишение их и прочие скорби. От всех сих познается наша к Богу любовь, когда несем их благодушно; познавая свою немощь и нищету, смиряемся от сих.
(X, 184)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 204

В Жизни духовной искать средины между миром и смущением

  1. Чтó в этом толку, что ты иногда мирна и до излишества; а иногда смущена до тяжести и себе и другим? Надобно наблюдать средину, то гораздо будет полезнее.
(X, 214)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 463

Не следует искать в Жизни духовной знамений любви Божией

  1. Вас, конечно, беспокоит то, что вы, исполняя подвиг, не видите в себе духовной награды, чтó бы вас могло утешить и удостоверить в любви Божией; чтó оную имеете. Напротив, это еще опасно, искать сего с наблюдением и прежде времени: яже Божия, сама о себе приходят (Исаак Сирин, 2 слово)… А Фома Кемпийский полагает, что духовная жизнь состоит не в получении утешений, но в терпении отъятия оных и несении духовного креста. Пр. Филарет пишет: когда ищем духовных утешений, ищем себя, а не Бога.
(X, 245)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    С. 31–32
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Цель Жизни духовной: стяжание Духа Божия, а подвиги — только средство к сему

Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако, не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя, они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божиего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божиего.

(X, 755)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни
    С. 320

В Жизни духовной нельзя верить своему сердцу, а поверять его Писанием и опытом подвижников

  1. Путь внимания проходящий, не должен только одному сердцу своему верить, но должен сердечные свои действия и жизнь свою поверять с законом Божиим и с деятельной жизнью подвижников благочестия, кои таковой подвиг проходили. Сим средством удобнее можно и от лукавого избавиться, и истину яснее узреть.
(X, 788)
Источники:
  • Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. С приложением его наставлений и келейного молитвенного правила. — Муром: Типолитография Н. В. Зворыкина, 1893.
    С. 447