Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Жертвы еврейские и конец их

[Слово 4]. Бог позволил иудеям жертвы уже после того, как они совершили праздник в честь злых демонов, как бы так говоря им: вы беснуетесь и хотите приносить жертвы; так приносите их, по крайней мере, Мне. Впрочем, и позволив это, Он не навсегда дал такое позволение, но премудрым способом опять отнял его… Он заключил все богослужение в одном месте, будучи вездесущим и все наполняя… И вот что удивительно и странно: вся вселенная открыта иудеям, и нигде на ней не позволено приносить жертв; один Иерусалим недоступен, а в нем только и позволялось им приносить жертвы. Итак, не ясна ли и не очевидна ли, даже для самых несмысленных, причина разрушения Иерусалима?… Бог, сделав город как бы связью (иудейского) богослужения, и потом разрушив его, этим самым разрушил и все остальное здание того богослужения.

(II, 214)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    Против иудеев
    С. 678, 679
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. I. С. 880

Жертвы хваления в честь победы Христа

[Беседа на Псалом 95]. Воскликновение (αλαλαγμός) есть воинский победный клич, когда на войне после победы кричат воины. Пророк ублажает будущих свидетелей победы Христовой, воспевающих победный гимн; он говорит: блажени людие ведущии воскликновение  (Пс. 88:16). После того, как Спаситель одержал победу над всеми врагами Своими, — дерзайте, яко Аз победих мир (Ин. 16:33) — мы, воспевая гимн в честь Победителя, производим победный шум, или жертву хваления и воскликновения (Пс. 26:6).

(II, 630)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1899. Т. V.
    Spuria. Собеседование о Псалмах. На псалом 95. «Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля» (Пс. 95:1)
    С. 709
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. V. С. 623

Жертвы кровавые в Илиаде

[Глава 1]. Тука агнцев и крове юнцов и козлов не хощу (ср.: Ис. 1:11). Бесы негодовали, когда им не были приносимы жертвы, и непрестанно с настойчивостью требовали себе дыма и смрада, и говорили: Мы получили этот дар в жребий  (ср.: Илиад. 4:49). А Бог и вначале не требовал их, и когда установил, то показал, что не по Своему желанию Он допустил их.

(II, 640)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1900. Т. VI.
    Толкование на пророка Исаию
    С. 14
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VI. С. 19

Жертва живая — умерщвление страстей

[Беседа LXXIV]. Последуем за Христом и возьмем крест. Если и нет теперь гонений, зато теперь время для другого рода смерти. Умертвите, сказано, уды ваши, яже на земли (ср.: Кол. 3:5). Итак, погасим вожделение, умертвим гнев, истребим зависть. Это — жертва живая.

(II, 807)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
    C. 495
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 402

Тело наше есть Жертва

[Беседа XX]. Представите телеса ваша жертву живу  (Рим. 12:1). Но как тело, спросишь ты, может служить жертвой? Глаз пусть не смотрит ни на что дурное, и он уже сделался жертвой; язык пусть не говорит ничего постыдного, и он стал приношением; рука пусть не делает ничего беззаконного, и она стала всесожжением. А вернее сказать, и этого недостаточно, но мы должны и делать добро: пусть рука творит милостыню, уста благословляют обидящих, слух постоянно упражняется в слушании слова Божия!

(II, 990)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Послание к Римлянам
    С. 749, 750
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 595

Жертва Богу — требование совести человека

И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли жертву Господу (ср.: Быт. 4:3). Смотри, как Создатель природы вложил в совесть познание. Кто, скажи мне, привел его (Каина) к этой мысли (о принесении жертвы Богу)? Никто другой, как только познание, положенное в совести. Принесе, говорит, от плодов земли жертву Господу. Он знал и понимал, что надлежит из своего имения приносить (Богу), как Владыке, какой-нибудь плод; не потому, что Бог нуждается в этом, но для того, чтобы, наслаждаясь столь великим благодеянием (Божиим), показать свою признательность. Бог не имеет ни в чем нужды и ничего не требует от нас; но, снисходя к нам, по Своему неизреченному человеколюбию, дозволяет это (принесение Ему жертв) ради нашего спасения, чтобы познание Господа служило для человеческой природы училищем добродетели.

(I, 72)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XVIII. С. 162
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 154

Жертва должна быть избираема тщательно

Вскую прискорбен был еси и вскую испаде лице твое? Еда аще право принесл еси, право же не разделил еси, не согрешил ли еси (ср.: Быт. 4:6–7)? Что тебе пришло на мысль сделать приношение, это похвально; а то, что ты несправедливо разделил (избрал плоды на жертву), это послужило причиной того, что принесенное тобой отвергнуто. Приносящий Богу должен соблюдать большую тщательность при разделении; и сколь велико различие между Приемлющим и приносящим, столько же дóлжно делать различия и при избрании (жертвы).

(I, 73)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XVIII. С. 165
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 157

Благодарственная Жертва угодна Богу

Что касается до того, чтобы введены были седмь седмь (Быт. 7:2), то и это, если узнаете причину, будет сильнейшим доказательством Боголюбивого расположения праведника. Так как человеколюбец Бог знал доброту этого мужа, знал, что он, будучи праведен и испытав такую любовь Господа, и избегнув погибели от потопа, вознамерится, по освобождении от бедствия и по выходе из ковчега показать свою благопризнательность, и в благодарность за свое спасение захочет принести жертву, то, чтобы этим (Ной) не испортил пары, (Господь), предвидя такую благопризнательность его, повелевает ввести в ковчег седмь седмь от каждой породы птиц, чтобы, по прекращении потопа, праведник мог и выказать свое расположение, и не повредить пары птиц и прочих животных.

(I, 121)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXIV. С. 235–236
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т.IV
    С. 214

Жертвы должны предваряться примирением

Аще принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (ср.: Мф. 23−24). О благость! О, неизглаголанное человеколюбие! Господь повелевает, чтобы поклонение Ему оставлено было ради любви к ближнему… Какая кротость может сравниться с той, которая выражается в этих словах? Пусть, говорит Он, прервется служение Мне, только бы сохранилась твоя любовь, потому что и то жертва, когда кто примиряется с братом. Для чего повелевает Он так поступить? Как мне кажется, Он имел двоякую цель: во-первых, Он хотел показать, что высоко ценит любовь и почитает ее величайшей жертвой, и без нее не принимает и жертвы вещественной; во-вторых, хотел поставить в необходимую обязанность примирение с ближним. В самом деле, тот, кому велено принести дар не прежде, как примирившись, конечно, поспешит прийти к оскорбленному и прекратить вражду, если не по любви к ближнему, то, по крайней мере, для того, чтобы жертвоприношение не осталось напрасным. Для того Господь каждому слову и придает особенную выразительность, — устрашая и побуждая приносящего. Не сказал Он только: остави дар твой, но присовокупил: пред олтарем, чтобы напоминанием о священном месте привести его в страх; не сказал только: шед, но присовокупил: прежде. Чрез все это Он показывает, что Трапеза Господня не допускает к Себе враждующих друг против друга. Да слышат это посвященные в Таинства, но с враждой приступающие к алтарю; да слышат и непосвященные, потому что и к ним относится это слово! И они, ведь приносят дар и жертву, то есть, молитву и милостыню (см.: Пс. 49:14, 23; 140:2). Итак, если ты принесешь и молитву с неприязненным расположением, то лучше тебе оставить ее, и пойти примириться с братом, и тогда уже совершить молитву. Для того, ведь, все и устроено было, для того и Бог соделался человеком, и совершил все дело искупления, чтобы нас собрать во едино. Здесь Христос посылает обидевшего к обиженному, а научая молитве, ведет обиженного к обидевшему, и примиряет их; здесь говорит: аще брат твой имать нечто на тя, иди к нему, а там говорит: отпускайте человеком долги их (ср.: Мф. 6:14). Если ты, говорит Он, примиришься с ним из любви к нему, то и Я буду к тебе милостив, и ты можешь приносить жертву с полным дерзновением. Если же гнев еще пылает в тебе, то представь, что Я Сам охотно соглашаюсь на то, чтобы ты оставил на время жертву, только бы вам сделаться друзьями. Пусть же это укротит гнев твой. Притом, Он не сказал помирись, когда ты сильно обижен, но сделай это и тогда, когда оскорбление будет маловажно, — аще имать нечто на тя. И не сказал также: когда ты гневаешься справедливо, или несправедливо; но просто: аще имать нечто на тя, — хотя бы даже гнев твой был справедлив, и тогда не должно питать вражды.

(I, 415)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XVI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 5:17–26. С. 184
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 250

Жертва на храм и милостыня

Если увидишь, что кто-нибудь сделал и приносит священные сосуды, или заботится о другом каком украшении церковном, касающемся стен и пола, — не позволяй продавать или истреблять то, что сделано, чтобы не ослабить его усердия. Если же кто прежде, чем сделать, скажет тебе о своем намерении, то вели раздать нищим, так как и Сам Иисус похвалил жену для того, чтобы не ослабить ее усердия, и все, что ни говорит, говорит в утешение ей.

(I, 617)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 26:6–16. С. 804
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 726