Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Заветы Ветхий и Новый — оба от Единого Духа

[Беседа 2]. Имуще тойже дух веры (ср.: 2 Кор. 4:13)… Один и тот же Дух и в Ветхом и в Новом Заветах. Хотя бы законы Ветхого Завета были противоположны законам Нового, я с большей настойчивостью утверждал бы, что и тогда не нужно бы вводить другого Бога. Если бы Он учреждал противоположные законы в одно и тоже время, одним и тем же людям, живущим в одном и том же состоянии, находящимся в одних и тех же обстоятельствах, то такое мудрование, может быть, имело бы некоторое основание; но если предписаны одни законы одним, а другие другим, тем в одно время, а этим в другое, тем в одних обстоятельствах, а этим в других, то какая необходимость — вследствие различия законов вводить двух противоположных законодателей? Я не вижу никакой… Так и врач часто делает много противоположного, не по противоположности в мыслях, но с одинаковой и с одной и той же мыслью. Он часто одно и тоже тело и прижигает, и не прижигает, и режет и не режет, дает пить то горькие, то сладкие лекарства; действия противоположны, но мысль, по которой это делается, одинакова и одна и та же, потому что он имеет одну цель, — здоровье больного. Поэтому, не будет ли нелепостью — врача не обвинять за то, что он делает много противоположного с естеством одного и того же тела, а Бога порицать, если Он в различные времена и разным людям давал различные предписания?

(II, 5 )
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания. Беседа на слова апостола: Имуще же тойже дух веры, по писанному… (2 Кор. 4:13), и на слова: Веровах, темже возглаголах (Пс. 115:1), и о милостыне
    С. 288
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III. С. 282

Образ Ветхого Завета и истина Нового Завета

Образ не должен быть совершенно чуждым истине, — иначе он не будет образом; но, с другой стороны, он не должен быть и равным истине, — иначе он будет самой истиной, а должен оставаться в своих пределах: и не иметь всего, и не быть лишенным всего, что имеет истина. Если бы он имел все, то был бы самой истиной, а если будет лишен всего, то не может быть образом; но он должен одно иметь, а другое оставить истине. Итак, не требуй от меня всего в событиях Ветхого завета; но, если получишь некоторые малые и неясные намеки, принимай это с любовью.

(I, 728)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 249
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 248