
Завещание

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель
Завещание нам от Спасителя нашего дает нам вечное богатство
[На Псалом 5]. Безрассудно было бы, в том случае, когда по завещанию отказано нам имущество, разведывать и хлопотать о нем, как о принадлежащем нам наследстве, искать письменных доказательств, издерживать деньги, справляться с законами, списывать с них копии и оказывать всякое старание; а здесь, когда лежат уже пред нами духовные завещания и открыты все книги, оставаться нерадивыми и беспечными, — когда притом, предлагается наследство невещественное. Итак, приступим, раскроем письмена, приникнем к написанному и посмотрим, под какими условиями предоставлено нам это наследство и какова сущность его. Господь оставил нам наследство не просто, но под некоторым условием. [Ин.14:21, 23; Мф. 10:38…] Так как настоящая жизнь скоропреходяща, и мы здесь находимся еще в состоянии несовершенном, то подобно мирским законодателям, которые вручают отцовское имущество уже совершеннолетним наследникам, поступает и Бог с нами. Когда мы достигнем зрелости мужа и в меру полного возраста, и переселимся в жизнь нетленную, тогда Он и вручит нам это наследство. Между тем, Он сделал распоряжение и здесь, оставил нам письменное удостоверение и сказал, чтó мы должны делать, дабы получить наследство, дабы не потерять и не лишиться его… И посмотри на великое промышление Божие: для настоящей жизни Он назначил труды, чтобы тяжесть их облегчалась краткостью времени; а блага сохранил для будущего века, чтобы воздаяния продолжить вечно в жизни нестареющей.
-
Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1899. Т. V.
Беседы на Псалмы
Беседа 3. С. 36, 37 -
Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
Т. V. С. 61
Через Завещание (в пользу бедных) и перед смертью можно получить спасение
[Беседа XVIII]. Ты совершил много худых дел и преступлений? Что же? Ты не сошел еще во ад, где никто не исповедуется, ристалище еще не уничтожено, но ты стоишь среди поприща и можешь даже последней борьбой возместить все поражения. Ты не там еще, где находится богач, и тебе еще не сказано: между нами и вами пропасть велика утвердися (Лк. 16:26). Жених еще не пришел, и никто не побоится дать елея; ты еще можешь купить и оставить для запаса. Никто еще не скажет: еда како не достанет нам и вам (Мф. 25:9), но есть много продающих, есть нагие, голодные, больные, заключенные в узы. Одних накорми, других одень, лежащих посети, — и елея будет у тебя больше источников. Не наступил еще день отчета… Возможно, вполне возможно и при последнем издыхании угодить Богу; возможно и посредством завещания получить одобрение; хотя и не так удобно, как при жизни, однако же можно. Как же именно? Если в число своих наследников впишешь Христа и уделишь Ему часть из всего наследства. Ты не напитал Его при жизни своей? По крайней мере после смерти, когда ты уже не господин своего имения, передай его Христу: Он человеколюбив и не строго с тебя взыскивает. Конечно, и любовь больше, и награда больше, если питаешь Его при жизни своей, но если ты и не сделал этого, по крайней мере, исполни второе, оставь Его сонаследником своего имущества, вместе с детьми своими… Но есть и такие несчастные и жалкие люди, которые, не имея у себя детей, не соглашаются это сделать, а предпочитают разделить свое имущество сотрапезникам и льстецам, охотнее отдать тому или другому, нежели Христу, столько их облагодетельствовавшему. Что может быть неразумнее таких людей?… И какое найдут себе оправдание те, которые не только не накормили Христа при жизни своей, но, и собираясь идти к Нему, из того самого имущества, которым они уже не владеют, не хотят подарить Ему и малой доли, но питают к Нему столь враждебные и неприязненные чувства, что не уделяют Ему даже того, чтó для них самих сделалось бесполезным… Как ни тяжко, как ни ужасно то, что намерен сказать я, однако же необходимо это сказать: Владыку причисли к слугам своим. Ведь, ты награждаешь слуг своих? Освободи и Христа от голода, нужды, уз и наготы. Ты пришел в ужас, услышав это? Гораздо ужаснее будет, если не сделаешь этого.
-
Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
Беседы на Послание к Римлянам
С. 730, 731, 732 -
Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
Т. IX. С. 581