Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

В исполнении Заповедей хорошо превосходить других

  1. Ея Превосходительству да дарует Господь превосходить других в смирении, в терпении, в снисхождении и во всякой добродетели по заповеди Христовой, и так за малое претерпение скорбей, Божией милостью, да наследует по смерти себе вечное блаженство в Царствии Небесном.
(X, 687)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 1
    С. 231
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Заповеди блаженства — златая цепь

Христос сплел нам из этих заповедей златую цепь, всегда пролагая путь от предыдущей заповеди к последующей. В самом деле, человек смиренный будет оплакивать и грехи свои; оплакивающий свои грехи будет и кротким, и праведным, и милостивым; милостивый, праведный и сокрушенный будет непременно и чистым по сердцу, а такой будет и миротворцем; а кто всего этого достигнет, тот будет готов и к опасностям, не устрашится злоречия и бесчисленных бедствий.

(I, 405)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 5:1–16. С. 157
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 231

Заповеди малые

Почему же Он называет эти новые заповеди малыми, когда они так важны и высоки? Потому, что Он Сам хотел дать этот закон. Как Он смирил Себя Самого, и во многих местах говорит о Себе скромно, — так говорит и о законе Своем, научая этим и нас всегда быть скромными.

(I, 410)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XVI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 5:17–26. С. 174
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 243

Легкость заповедей Христа

Смотри, как легки Его заповеди: Он не сказал: Я был в темнице, и вы освободили Меня; Я был болен, и вы воздвигли Меня с одра болезни, но сказал: посетисте Мя, приидосте ко Мне (ср.: Мф. 25:36). Но и тогда, как Он алкал, не трудно было исполнить Его требование. Он просил не пышной трапезы; но только самого нужного, пищи необходимой, и притом просил с мольбой.

(I, 612)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXIX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 25:31–26:5. С. 793
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 718

Заповеди Христовы не тяжки, — даже бедность, которую Он советует, во многих отношениях лучше корыстолюбия и богатства

Ты скажешь: заповеди Христа тяжелы потому, что Он говорит: откажись от имения. Так в этом трудность? Но этого Он решительно и не заповедывал, а только дал совет. Да если бы это была и заповедь, — что тягостного может быть в том, чтобы не брать себе тяжестей и беспокойных забот?… Не бедным быть худо, но худо не хотеть быть бедным. Не считай бедность злом, и для тебя она не будет злом. Не в существе самой вещи, а только во мнении изнеженных людей лежит причина страха пред бедностью. Впрочем, мне было бы даже стыдно, если бы я о бедности сказал только то, что она не есть зло. Если ты внимательнее размыслишь, то найдешь ее даже источником бесчисленных благ…
Бедность, по моему мнению, подобна скромной, невинной, прекрасной девице; корыстолюбие же подобно жене зверонравной… Рассмотрим и самую красоту этой девы, и безобразие этой жены. Взор девы чист, светел и покоен; тогда как глаза корыстолюбия то исполнены злобы, то выражают пресыщение удовольствием, то делаются мутными от невоздержания. Не таков взор бедности: он кроток, ясен, приветлив, ласков, приятен, ни к кому не выражает ни ненависти, ни отвращения. Где деньги, там случай к вражде и бесчисленным распрям; равным образом, уста корыстолюбия исполнены обид, тщеславия, чрезмерной гордости, проклятий и лести. А у бедности и уста, и язык здравы, исполнены всегда благодарности, благоговения, слов кротких, ласковых, покорных, одобрений и похвал. Хочешь ли ты узнать и стройность ее стана? Она несравненно выше и величественнее богатства. А если многие бегают ее, то не удивляйся: безумные бегают и других добродетелей. Но скажешь: бедного обижает богатый? Опять говоришь в похвалу бедности. Кто блажен, скажи мне — тот ли, который обижает, или тот, кого обижают? Очевидно, блажен обижаемый. Но обижать заставляет сребролюбие, сносить же обиды — бедность. Бедный, говоришь ты, томится голодом? И Павел алкал, и не имел, чем утолить голода. Бедный не имеет спокойного пристанища? И Сын Человеческий не имел, где главу приклонить. Видишь ли ты, как далеко простирается достоинство бедности, где она поставляет тебя, каким уподобляет мужам, и как делает тебя подражателем Самого Господа? Если бы иметь золото было благом, то Христос, Который дал ученикам Своим неизреченные блага, дал бы им и золото. Он не только не дал им его, но запретил и иметь.

(I, 657)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XС. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 28:11–20. С. 885–888
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 790
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Жизнь по Заповедям дает ощутить Божество Христа

Живите по учению Христову, исполняйте волю Его; и вы увидите, осяжете, ощутите сами Божество Христово, тогда как нечестивец, неверующий и беззаконник и из явных чудес, творимых Христом, не познает Его Божества; ибо сердечные очи его слепы по причине страстей; ибо сатана ослепил их.

(X, 898)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 260
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

По нужде из двух Заповедей меньшую преступить, выполняя большую

  1. Когда предлежат к исполнению две заповеди, и надобно одну из них преступить, то святые отцы дают совет мèньшую преступить, а бòльшую исполнить. Заповедь есть чтить родителей, заповедь и о тайне супружества: да оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину (Еф. 5:31). А когда плотью соединены, то может ли быть внешняя принадлежность раздельна? А чтобы не навести матери смущения, надобно о сем не доводить до нее. Тебя и это беспокоит, что, бывши прежде откровенна, теперь скрывать должна; почему же это? По необходимости, и ради общего мира.
(X, 309)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 485