Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Закон естественный в совести

[Беседа 12]. Что такое естественный закон? Бог впечатлел в нас совесть, и познание добра и зла сделал врожденным. Нам не нужно учиться, что блуд есть зло, а целомудрие — добро; мы знаем это от начала. И для удостоверения, что мы знаем это от начала, Законодатель, давая впоследствии законы, и сказав: не убий  (Исх. 20:13), не прибавил, что убийство есть зло, а сказал просто не убий; Он только запретил грех, а не учил о нем. Почему же, сказав: не убий, Он не прибавил, что убийство есть зло? Потому что совесть предварительно научила нас этому, и Он говорит об этом как уже со знающими и разумеющими. Но когда говорит о другой заповеди, не открытой нам совестью, тогда не только запрещает, но и прилагает причину. Так, полагая закон о субботе и говоря: в день же седмый да не сотвориши дела (ср.: Исх. 20:10), Он присовокупил и причину покоя. Какую? Зане в день седмый почи Бог от всех дел Своих, яже нача творити (ср.: Исх. 20:11, Быт. 2:2).

(II, 286)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Беседы о статуях
    С. 144
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 131

Закон — обвинитель

[На Псалом 7]. Елицы бо беззаконно согрешиша, беззаконно и погибнут (Рим. 2:12), то есть будут наказаны легче, не имея своим обвинителем закона, а одну только природу, и елицы в законе согрешиша, законом суд приимут (Рим.2:12), то есть будут наказаны тяжелее, имея своим обвинителем, кроме природы, и закон.

(II, 497)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1899. Т. V.
    Беседы на Псалмы
    Беседа 5. С. 67
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. V. С. 87

Закон от дел, самый нужный нам

[Беседа VI]. Есть закон естественный, или внутренний, и есть закон писанный, или внешний, но есть и средний между обоими — закон от дел. [Естеством законное творят] (ср.: Рим. 2:14). Первый сообщает природа, второй — письмена, а третий — дела. Этот именно третий закон и нужен, для него даны и первые два — естественный и письменный; если его не существует, то нет никакой пользы и в тех, даже от них бывает и величайший вред.

(II, 960)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Послание к Римлянам
    С. 541
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 435

Закон и благодать

[Беседа XI]. Павел назвал закон тщетою… Когда нельзя с весьма низкого места взойти на возвышенное, то ставится лестница; а кто взошел, тот хотя более и не имеет нужды в лестнице, однако ж поэтому не пренебрегает ею, но остается еще благодарным к ней… То же должно сказать и о законе. Он возвел нас на высоту, потому был приобретением; но теперь мы почитаем его убытком, — почему? Не потому, что он убыток, но потому, что благодать гораздо больше его.

(II, 1221)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Беседы на Послания к Филиппийцам
    С. 316, 317
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С.264

Закон жизни, счастья и бедствий по Писанию

[Беседа VIII]. Вот правила и законы жизни: прилагай к ним, чтó угодно, и ты не будешь оставаться в недоумении… Какие же это правила? Следующие: добродетель — добро, порок — зло, а безразличны — болезни, бедность, козни против нас, клеветы и тому подобное; праведные здесь страдают, а если некоторые из них и благоденствуют, то для того, чтобы добродетель не казалась страшною; злые здесь веселятся, чтобы получить наказание там, а если некоторые и здесь наказываются, то для того, чтобы зло не казалось добром и дела их безнаказанными; если же они наказываются не все, то для того, чтобы не утратилась вера в день воскресения; и между добрыми есть люди, совершающие злые дела, за которые они здесь и отдают отчет, равно как и между злыми есть люди, совершающие добрые дела, за которые они здесь и получают воздаяние, чтобы потерпеть наказание там; дела Божии по большей части непостижимы; великое различие между нами и Богом, а какое именно, того сказать невозможно. Если мы будем рассуждать таким образом, то ничто не смутит нас; если будем постоянно слушать Писания, то найдем много тому примеров. Могущая, говорит, тя умудрити во спасение  (2 Тим. 3:15).

(II, 1330)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Толкование на Второе послание к Тимофею
    С. 817
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 647