Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Закон Божий, как предмет воспитания

[К верующему отцу]. Если бы мы детей своих прежде всего другого наставляли быть друзьями Божиими и учили вместо всех и прежде всех прочих наук духовным, то прекратились бы все скорби, настоящая жизнь избавилась бы от бесчисленных зол, и то, что говорится о будущей жизни, то есть отбеже болезнь, и печаль, и воздыхание  (ср.: Ис. 35:10), все мы имели бы и здесь.

(II, 112 )
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    Разные. К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни
    Слово 3. С. 116
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. I. С. 381

Необходимость уроков Закона Божия детям

[Беседа III]. Как вы не прогневаете Бога, когда во всем другом упражняете своих детей и на то находите время, а занимать их делом Божиим считаете тягостным и неблаговременным для детей? Нет, не так, братие! Этот-то возраст преимущественно и нуждается в таких уроках. Возраст нежный, — он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить их на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к делам добрым. Тогда и для нас они будут достопочтеннее самих стариков, и для гражданских дел они будут полезнее, обнаруживая в юности свойства старцев.

[Беседа XXI]. Детям заповедуется прежде всего почтение к родителям, так как они для нас после Бога главные виновники жизни; поэтому справедливо они же первые имеют право вкусить от нас добрых плодов, а потом и все прочие люди. Если же кто непочтителен к родителям, тот будет ли когда таковым в отношении к сторонним лицам. — Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в наказании и учении Господни (Еф. 6:4). Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: чти отца твоего и матерь твою (Еф. 6:2), — слова, направленные к твоей пользе… Не безрассудно ли, учить детей искусствам, посылать их для этого в училище, ничего не жалеть для этого, а о воспитании их в наказании и учении Господни не заботиться? Сами же мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными.

(II, 724, 1200)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
    С. 22
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Беседы на Послание к Ефесянам
    С. 184, 185
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 37; Т. XI. С. 150