Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Приличие во Взаимном обращении (r a k ά — «ты»)

Иже аще речет брату своему: ракά, повинен будет сонмищу (Мф. 5:22). Слово — ракά не составляет большой обиды; оно выражает только некоторое презрение или неуважение со стороны того, кто его произносит. Подобно тому, как мы, приказывая что-нибудь слугам и другим низкого состояния людям, говорим: пойди ты туда, скажи ты тому-то; так точно и говорящие сирским языком употребляют слово — ракά вместо слова «ты». Но, человеколюбивый Бог, чтобы предотвратить большие обиды, хочет прекратить и самые малые, повелевая нам во взаимном обращении, соблюдать приличие и надлежащее друг к другу уважение.

(I, 413)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XVI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 5:17–26. С. 181
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 248
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Сохранение мира во Взаимном обращении дороже всего в жизни

  1. Слава Богу, что между вами мир сохраняется, меня это весьма утешает, ибо я знаю, что оный по Бозе, а не по страсти, и потому часто враг старается нарушать оный между вами; но самоукорением, сознанием своей худости и смирением сохраняйте оный. Всякая добродетель трудом, подвигом и временем исправляется, а скоро приобретенное не твердо, не прочно, не полезно… Блюдите же и цените мир, как он дорог на пути нашем; вменяйте вся за уметы, да приобрящете мир, дарованный нам Христом.
(X, 115)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 75

Если считать всякое слово ближнего за посланное нам от Бога, не будет немирства

  1. Если будете помнить, что всякое слово друг от друга, трогающее и потрясающее Вашу сердечную глубину, есть посланное от Бога обличение к познанию себя и исправлению, а к этому приложите смирение и любовь, то вместо залога немирства будете чувствовать благодарность друг другу, ибо не с намерением, но смотрением Божиим посылается остен.
(X, 131)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 278–279
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Говорить Ты, а не Вы, по завету сестрам Дивеева

А еще раз наказывал нам батюшка, чтобы всем ты, а не Вы говорить. — Что это за Вы, матушка? Это все нынешний-то век, нынешние-то люди придумали, а надо всем ты говорить; вот и Вы, матушка, всем без различия ты говорите, так Сам Господь указал нам, — сказал батюшка. — Кто паче Бога и выше Его, а и Господу Ты говорим, и кольми паче так же должны говорить и человеку!

(X, 846)
Источники:
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой / составил архимандрит Серафим (Чичагов). — Изд. 2-е. — С.-Петербург: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903 (Тип. М. М. Стасюлевича).
    С. 282