Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Угрозы врага-диавола не страшны, ибо сам он не имеет никакой силы

  1. Презирай суетные, но злые внушения врага, угрожающего тебе погибелью. Самые угрозы его показывают тебе надежду, что он не может тебе ничего сделать, покрываемой милостью Божией. Если бы он мог что-либо сделать, то не стал бы угрожать. Ангел покаяния святому Ерму сказал, что враг диавол совершенно бессилен и ничего не может сделать человеку, если сей добровольно не согласится прежде на какой-либо грех… Особенно не тревожься хульными помыслами, кои явно происходят от зависти вражией. Со стороны же человека поводом к оным бывает или горделивое самомнение, или осуждение других. Поэтому в нашествии хульных помыслов прежде всего укоряй себя за осуждение других и гордое мнение за настоящее или прошедшее, нисколько не беспокоясь тем, что слышим неизрекаемыя хулы вражии.
(X, 402)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 11–12

Враг-диавол теперь досаждает нам не чрез Диоклетианов, а чрез слабых и нерадивых

  1. Держащиеся добра впоследствии получают успех, хотя и много случается им потерпеть от прилежащих злу. Не вотще Апостол говорит: вcи хотящии благочестно жити гоними будут (ср.: 2 Тим. 3:12). Теперь нет Диоклетианов и Максимианов, но враг находит удобство досаждать держащимся благочестия чрез слабых и нерадивых.
(X, 459)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 103
Леонид (в схиме Лев), иеросхимонах Оптинский, преподобный

Леонид (в схиме Лев), иеросхимонах Оптинский, преподобный

Враг-диавол делает нам внушения под видом наших собственных мыслей

— Враг, увлекая мысль твою на что-либо, не говорит тебе: иди, сделай то и то, — а как бы думает за тебя, и говорит тебе мыслью твоею: мне хочется сделать то и то; я полагаю, что это полезно, а это вредно; я решился на то и то. — И все это частенько не твои, а вражеские помыслы, прикрытые твоим или его Я. Ты полагаешь, что это твои мысли; нет; ты только слушаешь вражеские внушения.

(X, 668)
Источники:
  • Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). - Москва : Козел. Введен. Оптина пустынь, 1876.
    Приложения. Вопросы ученика и ответы Старца
    С. 213