
Враг-диавол

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный
Угрозы врага-диавола не страшны, ибо сам он не имеет никакой силы
- Презирай суетные, но злые внушения врага, угрожающего тебе погибелью. Самые угрозы его показывают тебе надежду, что он не может тебе ничего сделать, покрываемой милостью Божией. Если бы он мог что-либо сделать, то не стал бы угрожать. Ангел покаяния святому Ерму сказал, что враг диавол совершенно бессилен и ничего не может сделать человеку, если сей добровольно не согласится прежде на какой-либо грех… Особенно не тревожься хульными помыслами, кои явно происходят от зависти вражией. Со стороны же человека поводом к оным бывает или горделивое самомнение, или осуждение других. Поэтому в нашествии хульных помыслов прежде всего укоряй себя за осуждение других и гордое мнение за настоящее или прошедшее, нисколько не беспокоясь тем, что слышим неизрекаемыя хулы вражии.
(X, 402)
Источники:
-
Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
Вып. II. Письма к монашествующим
С. 11–12
Враг-диавол теперь досаждает нам не чрез Диоклетианов, а чрез слабых и нерадивых
- Держащиеся добра впоследствии получают успех, хотя и много случается им потерпеть от прилежащих злу. Не вотще Апостол говорит: вcи хотящии благочестно жити гоними будут (ср.: 2 Тим. 3:12). Теперь нет Диоклетианов и Максимианов, но враг находит удобство досаждать держащимся благочестия чрез слабых и нерадивых.
(X, 459)
Источники:
-
Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
Вып. II. Письма к монашествующим
С. 103

Леонид (в схиме Лев), иеросхимонах Оптинский, преподобный
Враг-диавол делает нам внушения под видом наших собственных мыслей
— Враг, увлекая мысль твою на что-либо, не говорит тебе: иди, сделай то и то, — а как бы думает за тебя, и говорит тебе мыслью твоею: мне хочется сделать то и то; я полагаю, что это полезно, а это вредно; я решился на то и то. — И все это частенько не твои, а вражеские помыслы, прикрытые твоим или его Я. Ты полагаешь, что это твои мысли; нет; ты только слушаешь вражеские внушения.
(X, 668)
Источники:
-
Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). - Москва : Козел. Введен. Оптина пустынь, 1876.
Приложения. Вопросы ученика и ответы Старца
С. 213