Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

В Вознесении Господнем наше естество, падшее до ада, вознесено выше небес

К какому естеству Бог сказал: седи одесную Мене (Пс. 109:1)? К тому, которое выслушало: земля еси и в землю отъидеши (ср.: Быт. 3:19). Не довольно ли было для него возвыситься над небесами? Не довольно ли было стать вместе с ангелами? Но оно превзошло ангелов, прошло мимо архангелов, превзошло херувимов, вознеслось выше серафимов, миновало начальства, и остановилось не прежде, как достигши престола Владыки. Видишь ли это пространство от неба до земли? Или — лучше — начнем снизу: видишь ли, какое расстояние от ада до земли, также от земли до неба, потом от неба до неба горнего, а от этого до ангелов, до архангелов, до вышних сил, до самого престола царского? Выше всего этого расстояния и этой высоты Он вознес наше естество. Смотри, как низко (человек) находился и как высоко вознесен; невозможно было ни сойти ниже того, куда нисшел человек, ни вознестись выше того, куда вознес его Христос. Это выражая, Павел говорил: сшедый, Той есть и восшедый (Еф. 4:10). Куда Он нисходил? В дольнейшия страны земли (Еф. 4:9); а восшел превыше всех небес (Еф. 4:10). Заметь, кто восшел, или какое естество, или в каком состоянии оно было прежде… Мы были землею и прахом; мы сделались несмысленнее бессловесных животных (см.: Пс. 48:21), и даже хуже их (см.: Ис. 1:3); мы были бессмысленнее и птиц (см.: Иер. 8:7); (см.: Прит. 6:6) — сотворенные по образу Божию, мы сделались учениками муравьев. Мы были бесчувственнее камней (см.: Мих. 6:2) и даже оказываемся равными змиям (см.: Пс. 57:5). Но нужно ли говорить о бесчувственности бессловесных, когда мы, оказывается, именуемся чадами самого диавола? (см.: Ин. 8:44). И однако наше естество презренное, безумнейшее всех, ныне стало выше всех.

(II, 389)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа
    С. 496
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 447

Вознесение Господне — во глас трубы

[На Псалом 46]. Господь во гласе трубне (Пс. 46:6). Этим выражается известность, ясность, торжественность Вознесения Христова. Хотя при самом событии никто не знал о нем, но оно сделалось так известным, как будто прозвучала труба, или еще более. Действительно, звучная труба не могла бы так созвать всех на это зрелище, как впоследствии глас дел доказал Вознесение Христово, возвестив о нем сильнее всякого грома.

(II, 530)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1899. Т. V.
    Беседы на Псалмы
    Беседа 15. С. 221
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. V. С. [не указана автором]

Вознесение Господне отвращает от нас небесные кары, подобные потопу

[Нижé соблýдим, якоже нéцыи от них соблудиша, и падоша во един день двадесять три тысящи. Ни да искушаим Христа, якоже нéцыи от них искусиша и от змий погибоша. Ни ропщúте, якоже нéцыи от них ропташа и погибоша от всегубителя; — И даде Господь смерть во Израили от утра до часа обедняго, и начася язва быти в людех, и умроша от людий Господних от Дана и до Вирсавии седмьдесят тысяч мужей]. (1 Кор. 10: 8–10; 2 Цар. 24:15). Сколько теперь людей распутнее содомлян, а воздух не изливает на них огня, как раньше! Приняла земля пришедшего с миром Посредника, и Он принес милость роду человеческому. Сколько — негоднее рода при Ное, и небо не смывает их потопом! Сколько — более зверских, чем дух Каина, и Бог не мстит им местью Каина! Всякий раз, как раздражится Он нами, примиряется, увидев Начаток, Сопрестольника; когда разгневается на бесчинствующих внизу, старается не смотреть на них, глядя на безупречное человечество по правую сторону; когда возбудится гневом против лукавнующего рода внизу, вверху соседящий Сородник рода смягчает Его дух. Павел выражает это словами: Христос есть одесную Бога, и ходатайствует о нас (см.: Рим. 8:34); самое вознесение Начатка Павел представил в виде ходатайства, дающего примирение.

(II, 1152)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1904. Т. X.
    Spuria. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа
    С. 860
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. X. С. 712