Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Милостыня Воскресного дня

[Беседа XLIII]. По единей от суббот, то есть в день воскресный, кийждо вас да полагает у себе сохраняя, еже аще что благопоспешится  (1 Кор. 16:2). Смотри, как он убеждает их самим временем: этот день сам по себе достаточно располагает к милостыне. Неизреченные блага, корень и источник нашей жизни получили начало в этот день. Он доставляет, кроме того, отдых и свободу от трудов; душа, облегченная от бремени трудов, бывает удобопреклоннее и способнее к милосердию. И причащение в этот день Страшных и Бессмертных Таин, производит великую готовность к подаянию.

(II, 1099)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1904. Т. X.
    Беседы на Первое послание к Коринфянам
    С. 438
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. X. С. 368

Лепта для бедных, откладываемая в Воскресный день

По единей от суббот кийждо вас да полагает у себе сохраняя, еже аще что благопоспешѝтся (1 Кор. 16:2). Единою от суббот — назвал он день воскресный. Почему же он назначил для пожертвований именно этот день?… Оттого, что в день (воскресный) прекращается всякая работа, душа от успокоения становится веселее, а что всего важнее — в этот день мы получили бесчисленное множество благ. В этот день разрушена смерть…, совершилось примирение Бога с человеками… Обо всем-то этом и тому подобном желая напомнить вам, Павел вывел на середину этот день, делая его как бы ходатаем своим и говоря каждому: подумай, человек, сколь многие и великие блага получил ты в этот день, от каких избавился зол, чем ты был прежде, и чем стал после того… Итак, пусть каждый в день воскресный откладывает дома «деньги Господни» [то есть приносимые самому Господу в лице нищих], и пусть это сделается законом и неизменным обычаем; тогда мы не будем уже иметь нужды ни в увещании, ни в совете, потому что такие дела делать может не столько слово и увещание, сколько привычка, утвердившаяся временем. Если мы поставим себе правилом — в день воскресный откладывать что-нибудь в пользу бедных, то, хотя бы встретилась тысяча нужд, не нарушим этого правила. Сказав: по единей от суббот, апостол прибавил: кийждо вас. Не богатым только внушает он это, но и бедным: не мужам только, но и женам; пусть никто не будет свободен от этого служения, ни лишен прибыли, но пусть каждый делает пожертвование. И бедность не может быть препятствием к такому пожертвованию. Хотя бы ты был до крайности беден, но, верно, не беднее той вдовы, которая принесла в дар все свое имение (см.: Лк. 21:2–4)… А почему апостол сказал: да полагает у себе сохраняя? Потому, что, откладывающий (в пользу бедных), может быть, постыдился бы и постеснялся и показать свое пожертвование, когда оно мало. Поэтому, говорит, ты береги и храни, а когда от частых вкладов малое сделается великим, тогда уже открывай. Не сказал притом: собирая, но: сохраняя (θησαυρίζων — сберегая сокровище), чтобы ты знал, что эта издержка есть сокровище, что этот расход есть прибыль, — сокровище, лучше всякого сокровища… Так, послушаемся и будем делать это же и мы; пусть в домах наших хранятся, вместе с нашими собственными, и священные деньги, чтобы из-за них сберегались и собственные. Ведь, если в царском казнохранилище будут положены деньги кого-либо из подчиненных, то и эти (деньги) совершенно безопасны из-за царских. Так, если и в твоем доме будут храниться деньги бедных, откладываемые в день воскресный, то из-за них и твои собственные будут безопасны… Место, где лежат деньги бедных, недоступно для демонов; и деньги, собираемые на милостыню, ограждают домы лучше всякого щита, копья, оружия, силы телесной и множества воинов. Итак, сказав: когда, кому и как надобно собирать эти деньги, Павел количество сбора предоставил самим жертвователям. Он не сказал: подай столько-то и столько-то, чтобы такое повеление не было тяжко, так как многие ссылаются на бедность; чтобы бедные не говорили: что же, если мы не в состоянии? Нет, меру подаяния он определил силою дающих: кийждо вас, говорит, да полагает у себе сохраняя, еже аще что благопоспешѝтся. Не сказал: что может, или что найдется, но: что благопоспешѝтся, показывая тем, что подающему будет содействовать и высшая помощь, и благодать (Божия). Павел заботился не о том только, чтобы деньги подаваемы были бедным, но и о том, чтобы (это делалось) с совершенным усердием. И Сам Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы только насыщались бедные, но, чтобы и подающие получали благодеяние, и — даже больше для последних, чем для первых. Если бы Павел заботился только о первых, то есть бедных, то повелел бы только подавать деньги, а не требовал бы усердия со стороны дающих; но вот теперь апостол и там, и здесь старается особенно о том, чтобы подающие подавали с усердием и радостью, и удовольствием; не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог (2 Кор. 9:7), не просто дающего, но делающего это доброхотно.

(I, 731)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 268–270
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 265
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Воскресный день празднуется не однажды в год, а еженедельно, для убеждения в истине Воскресения

25/XII. Отчего праздник Рождества Христова мы празднуем однажды в году, а праздник воскресения много раз, и один из них — годовой — так светло, с такою торжественностью, что свет его как бы затмевает все другие праздники? Чтобы решить этот вопрос, возьмем для объяснения его другой. Нужно ли уверять человека несколько раз, что он родился? Не нужно, ибо всякий верует этому без уверения. А нужно ли человека уверять много раз, что он воскреснет? Необходимо нужно: ибо как воскресение еще будет, и оно у нас только в надежде, то нужно чаще воскрешать, оживлять погасающую веру нашу в воскресение и надежду на него; и тем более, чем меньше видим мы пред глазами примеров воскресения, между тем как примеры рождения — всегда пред глазами.

(X, 878)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 1. Проповеди
    С. 286