Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Воскресение двоякое: по душе и по телу

Мы умерли двоякой смертью и потому ожидаем двоякого и воскресения. Как это? Я скажу. Адам умер и по телу, и по душе, умер и грехом, и естеством: в оньже аще день снесте от древа, смертию умрете (ср.: Быт. 2:17). Однако естеством он не умер в тот же день, но умер грехом; это — смерть души, а то — смерть тела… Смерть души есть грех и мы воскресли пока от греха, так как погреблись вместе с Ним в крещении, и восстали вместе с Ним чрез крещение. Это одно воскресение — отпущение грехов, а второе воскресение — воскресение тела. Он дал тебе большее, ожидай и меньшего; первое воскресение гораздо важнее последнего, так как гораздо важнее — избавиться от грехов, нежели видеть тело воскресшим. Тело пало потому, что согрешило; посему, если грех есть начало падения, то начало восстания есть освобождение от греха. Мы уже восстали большим воскресением, свергнув тяжкую смерть греховную и сняв с себя ветхую одежду; не будем же отчаиваться в меньшем.

(II, 385)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Слово против упивающихся и о воскресении
    С. 488
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 439

Воскресение — основа жизни чистой

[Беседа XLV]. Подлинно, невозможно человеку вести жизнь чистую, когда он не верует в Воскресение.

(II, 776)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
    С. 299
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 258

Воскресение и Суд неизбежны

[Беседа LXVI]. Есть, подлинно, воскресение, есть и Суд; отвергают их только те, которые не хотят дать отчета в своих делах. И притом воскресение должно быть такое же, каково было и Воскресение Христово, — потому что Христос есть начаток и перворождéн из мертвых (Кол. 1:18), то есть с телом [Потом глагола Фоме: принеси перст твой семо и виждь руце мои: и принеси руку твою и вложи в ребра Моя: и не буди не верен, но верен] (Ин. 20:27); [Видите руце Мои и нозе Мои, яко Сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща] (Лк. 24:39).

(II, 799)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
    С. 447
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 368

Воскресение тела необходимо

[Беседа XXXIX]. Победа состоит в том, чтобы возвратить взятое и удержанное. Если же тела останутся в земле, то, значит, власть смерти будет продолжаться, потому что они удержаны в земле, а других тел, в которых бы она была побеждена, нет. Но мы верим, что, по слову Павла, откроется славная победа, в которой Бог всемогуществом Своим воскресит тела, плененные смертью.

(II, 1092)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1904. Т. X.
    Беседы на Первое послание к Коринфянам
    С. 407
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. X. С. 342

Доказательства Воскресения тела

[Беседа VII]. Такой-то, говорят, потерпел кораблекрушение и утонул; утонувшего схватили многие рыбы, и каждая из рыб съела по части. Потом из этих самых рыб одна поймана в одном, другая — в другом заливе, и съедена одна одним человеком, а другая — другим. И опять, эти люди, съевшие рыб, пожравших человека, умерли в различных странах, и сами, может быть, съедены зверями. Как же после такого смешения и рассеяния опять оживет человек? Кто соберет этот прах? — Но для чего это говоришь, человек? Для чего сплетаешь цепи пустых вымыслов и полагаешь, что этого нельзя разрешить? Если бы даже человек и не упал в море, если бы не был поглощен рыбою, и эта рыба опять не была съедена тысячами людей, но при погребении он был бы положен во гроб, и ни черви, ни иное что-либо не коснулось бы его, — то как, скажи мне, воскреснет разрушившееся? Как свяжется прах и пепел? Откуда потом возьмется цвет тела? Разве это объяснимо?… Но оставим лучше это. Если хочешь, выберем самое малое растение. Скажи мне, как рождается этот злак, не приносящий плодов, который мы все видим? Не составляют ли его сущности вода, земля и навоз? Отчего же он является так прекрасным на вид и отчего имеет такой удивительный цвет?… Видишь ли, как везде необходима вера?

(II, 1259)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам)
    С. 531, 534
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 437

Первые мысли о Воскресении в древности

Нарече имя ему Сиф, глаголющи: воскреси бо ми Бог семя другое, вместо Авеля, егоже уби Каин (ср.: Быт. 4:25). Смотри, какая точность в словах. Не сказала: дал мне Бог, но воскреси ми. Замечай, как этим выражением уже с тех пор, хотя и неясно, указываются начатки воскресения. Она как бы так говорила: вместо умершего воскресил мне этого. Хотя тот говорит, от братней руки пал на землю и подвергся смерти, но сила Божия вместо падшего восставила этого. Так как не настало еще время воскресения, то Бог восставил не падшего, но другого вместо него.

(I, 89)
Источники:
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXI. С. 191
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 178

Воскресение мертвенной плоти нашей

Что ты говоришь? Плоть не участвует в венцах? Но она участвовала в трудах: (как же) лишается наград? Когда нужно было подвизаться, она понесла бóльшую часть трудов; а когда пришло время венцов, то увенчивается одна душа? Не слышишь ли слов Павла, который говорит, что предстать нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо свойственное телу, соответственно тому, что сделал, или блага, или зла (ср.: 2 Кор. 5:10)? Не слышишь ли, как он же говорит: подобает тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие (ср.: 1 Кор. 15:53)? Мертвенному — чему? Душе или телу? Очевидно, телу, потому что душа по природе бессмертна, а тело по природе смертно.

(I, 297)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Восемь слов на Книгу Бытия
    СЛОВО VII. Почему дерево называется деревом познания добра и зла, и о том, что значат слова: днесь со мною будеши в раи (Быт. 2:9; Лук. 23:43). С. 768
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 614