Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Утреневать в честь Воскресения Христова: не унывать в скорбях, не отчаиваться в неудачах

  1. Христос Воскресе! «Утренюем утреннюю глубоку» (ирмос 5 Пасхального канона). Это не значит только — пораньше встать, да запеть: утренюем, — а бдеть как ночью, так и днем, то есть не унывать в скорбях, не отчаиваться, не видя исполнения своего желания, не возноситься в успехах… Вот эти-то, то есть бодрствующие девы, и называются мудрыми (см.: Мф. 25:1−13). И тебе никто не мешает быть с горящим светильником. А не хочешь, пожалуй, спи. То есть ссорься со ссорящимися, работай из-за выгоды, во время службы будь рассеяна, набивай желудок пищей. Ну, и проспишь Царство Небесное. Но, да не будет сего, уповаю на Господа, не будет. А узрим Христа блистающася и «радуйтеся» рекуща (песнь 1 Пасхального канона).
(X, 627)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 82–83
Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Свет Воскресения Христова только для очистивших чувства свои

279. Припомните, чтό поет в Светлый день Воскресения Христова торжествующая Церковь: «очистим чувствия и узрим» (песнь 1 Пасхального канона)… Стало быть, все те, кои имеют чувства свои неочищенными, не видят сего Света Воскресения Христова, — хотя бы они тут же близ поющих и даже в числе поющих находились.

(X, 715)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 2
    С. 505
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Радость Воскресения Христа для многих неприемлема

[Слово 2]. Если бы кто за прелюбодеяние и (другие) гнуснейшие пороки, заключен был в темницу, а потом, когда уже надлежало бы произвести суд и произнесть ему обвинительный приговор, пришло от царя письмо об освобождении всех заключенных в темнице, без всякого допроса и исследования; между тем тот (человек), не захотев принять (царской) милости, стал бы настаивать на том, чтобы его подвергли допросам и розыскам; то он, конечно, уже не может воспользоваться этой милостью: предав сам себя суду, он добровольно лишил себя царской милости.

(II, 208)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    Против иудеев
    С. 653
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. I. С. 858

Четыре путешествия Мироносиц ко Гробу в ночь Воскресения Христа

[Изложено своими словами]. Было четыре путешествия жен мироносиц ко гробу Господню в ночь Воскресения. 1. Евангелист Матфей. В вечер субботний — поздно в субботу, то есть в полночь или немного спустя. Пресвятая Дева Богородица [Мария Иаковлева (см.: Мф. 27:56), то есть как мачеха Иакова, брата Господня; называется не по имени Иосифа, он уже умер тогда, а по имени Иакова, как человека, известного по своей праведности] и Мария Магдалина от скорби не могли переждать ночь и в полночь пошли ко гробу. Господь в это время уже воскрес и вышел из гроба, не разрушив печатей его; когда же подходили сюда жены, произошло землетрясение. Ангел отвалил камень и сел на нем. Услышав от Ангела о воскресении Господа, эти две женщины со страхом и радостью пошли возвестить апостолам; на пути встретил их Господь со словами: Радуйтеся. Они поклонились Ему, и Воскресший не запретил им прикасаться к ногам Своим (они видели Его в первый раз), но еще ободрил их словами: не бойтеся, идите, возвестите братии Моей, да идут в Галилею и ту Мя видят (Мф. 28:9). 2. Евангелист Лука. Зело рано, то есть задолго до рассвета, когда только занималась утренняя заря. После первого посещения обе женщины возвестили апостолам, чтó видели и слышали, но те не поверили им. Матерь Божия, твердо уверенная в Воскресении, не вступала в прения с учениками, и ко гробу уже более не пошла. Мария же Магдалина, не полагаясь на свои впечатления вследствие неверия апостолов, пожелала вновь проверить себя, берет с собою некую Иоанну и Марию [это ― Мария Иакова младшего, как она и названа у Евангелиста Марка; здесь же, хотя и не названа словом: Иакова малаго, но не может означать Матерь Божию, ибо последнюю Евангелист не поставил бы на третьем месте в перечне жен] и приходит ко гробу. Пред ними явились два мужа (ангела) в блистающих одеждах и обратились к ним с порицанием: что ищете живаго с мертвыми? Несть зде, но воста (Лк. 24:5, 6). Порицание объясняется тем, что Мария Магдалина уже видела и Господа, и Ангелов, но усомнилась, а жены-спутницы не поверили рассказу ее. И словам этих жен ученики тоже не поверили; впрочем, Петр один ходил ко гробу, внутрь войти не дерзнул, а только заглянул туда и увидел лежащие одежды. 3. Евангелист Иоанн. С наступлением утра, когда уже начинал рассветать день и было хорошо видно, Мария Магдалина, скорбя о том, что ученики уже два раза не поверили словам ее, обратилась к ближайшим ученикам Господа, Петру и Иоанну, и, желая побудить их идти ко гробу, сказала: взяша Господа от гроба и не вем, где положиша Его (Ин. 20:2), намеренно умалчивая о Воскресении. Оба ученика действительно тотчас поспешили ко гробу, и Мария Магдалина пошла с ними. Ученики вдвоем вошли в гроб, увидели ризы едины лежаща, и сударь, иже бе на главе Его, особь свит (ср.: Ин. 20:6, 7) и подумали, что Господь взят из гроба, но не воскрес, не у бо ведяху Писания, яко подобает Ему из мертвых воскреснути  (Ин. 20:9). Это неверие даже лучших учеников снова смутило Марию, и она стояла у гроба в слезах. На вопрос Ангелов: что плачеши, кого ищеши? (ср.: Ин. 20:13) она уже искренно сказала: взяша Господа моего и не вем, где положиша Его (ср.: Ин. 20:13). В это время Ангелы, увидевши подходившего ко гробу Господа, встали и изменили лица свои; Мария посему обернулась, и увидела также Господа, но не узнала Его, ибо тело Его уже было нетленно, и, считая за садовника, сказала те же слова. Когда же Господь назвал ее по имени, она узнала Его и упала к ногам Его, но, за свое неверие, была отстранена словами: не прикасайся Мне (Ин. 20:17). 4. Евангелист Марк. Возсиявшу солнцу, то есть в позднее утро. Мария Магдалина окончательно уверовала в Воскресение и объявила апостолам, что видела Господа. Когда Мария Иаковля и Саломия собирались идти на гроб с ароматами, Мария Магдалина пожелала еще и с ними пойти, но уже не с сомнением, а с радостью. Спутницы ее не имели еще веры и потому говорили: кто отвалит нам камень? Во гробе они увидели юношу (Ангела), который не упрекает их, ибо жены пришли сюда в первый раз, а Мария Магдалина верила Воскресению, как можно было судить по ее радостному лицу, но говорит: воста, несть зде: се, место, идеже положиша Его (Мк. 16:6). Итак, Мария Магдалина все четыре раза участвовала в посещении гроба мироносицами в светлую ночь Воскресения.

(II, 840)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Spuria. Беседа о женах мироносицах, и о том, что нет никакого несогласия или противоречия между евангелистами в рассказе о воскресении Господа нашего Иисуса Христа
    С. 803
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 637

Воскресение Христа и знамения Апостолов

[Беседа I]. Если Христос не воскрес, но остается умершим, то каким образом апостолы совершали знамения Его именем? Или они не совершали знамений? В таком случае, каким образом возник наш христианский род? Этого неверные, конечно, уже не станут отвергать, и не будут спорить против того, что видят; а потому, когда они говорят, что знамений не было, то тем еще больше бесчестят сами себя.

(II, 853)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Деяния Апостольские
    С. 11
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 19

Воскресение Христово трехдневное?

Надлежало совершиться Воскресению именно тогда, когда они сидели там и стерегли; следовательно, надлежало быть ему в пределах трех дней; а, если бы оно произошло по истечении их, когда стража удалилась бы, дело могло бы быть подозрительным.

(I, 655)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXXIX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 27:62–28:10. С. 876
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 783
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Сияя по всей земле, Воскресение Христово посрамляет неверов

Радуйтесь, земнородные, Воскресению Христову, радуйтесь верные рабы Христовы! Поникните долу все безбожники, все, отвергшиеся Христа и Церкви Его. Вся ваша надежда на жизнь потеряна с вашим отпадением от Него. Все ваше неверие, все кичение и гордость ваша посрамлены, все ваши нелепые слова и дела обращены в безумие и в наказание вам самим. По всей земле величается Христос, Его благодать, Его правда и истина, Его вечное Евангелие, Его Воскресение и Его вечное Царство. Плещите руками от радости все верные Христу; примите посрамление все неверные и отпадшие. Так, наконец, будет совершенно побеждена всякая неправда земная и настанет конец ее; исчезнет смерть, восторжествует правда и воцарится вечная жизнь.

(X, 1183)
Источники:
  • Новые слова и поучения 1905 года / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — Кронштадт, 1906.
    С. 45