Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Воплощение Христа — в подобии лучей солнца

[На день Рождества Спасителя]. Если солнце, тленное тело, испускает повсюду лучи, касаясь грязи, нечистот и многих других подобных вещей, от прикосновения к этим телам нисколько не повреждается в чистоте своей, но опять собирает чистыми лучи свои, сообщая свои совершенства многим из воспринимающих его тел, само же не получая ни малейшего зловония и осквернения, — то гораздо более Солнце Правды. Владыка бестелесных сил, войдя в чистую плоть, не только не осквернился, но и ее сделал еще более чистою и святою (см.: Лев. 26:12; 2 Кор. 6:16; 1 Кор. 3:16).

(II, 356)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Похвальные беседы на праздники Господни и святых
    С. 402
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 360

Воплощение Христа осуществило стремление Адама к богоравенству

[Беседа 6]. Адам захотел стать Богом, но захотел невозможного. Его желание исполнил Христос… Ты захотел стать Богом, и Я не гневаюсь на это, так как Я хочу, чтобы ты стремился к богоравенству, но Я негодую на то, что ты захотел восхитить достоинство вопреки воле Владыки. Ты захотел стать Богом, и не мог; Я делаюсь человеком, и невозможное делаю возможным.

(II, 709)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1900. Т. VI.
    Беседа о шестом дне творения. О первозданных людях, о змие, о древе познания, о жизни в раю и общении Бога с Адамом
    С. 807
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VI. С. 491

Величие любви Божией в Воплощении Христа

[Беседа IV]. Поминай Христа Иисуса, воставшаго от мертвых от семене Давидова (ср.: 2 Тим. 2:8). В то время некоторые уже начали извращать домостроительство нашего спасения, стыдясь величия человеколюбия Божия. Действительно, благодеяния Божии к нам так велики, что люди стыдятся приписать их Богу, и не верят, чтобы Он оказал такое снисхождение.

(II, 1323)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Толкование на Второе послание к Тимофею
    С. 782
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С 621

Воплощение Христа — есть истинное Богоявление

Тогда, поелику было время начинания и предуготовления, Он являлся каждому (из праотцев) в видимом образе, и как Сам говорит чрез пророка: Аз видения умножих и в руках пророческих уподобихся (Ос. 12:10). А когда благоволил Он принять зрак раба и сделаться нашим начатком, то облекся в плоть не в видении, не в образе, но по истине. Для того Он восхотел перейти чрез все наши состояния, — и родиться от жены, и быть младенцем, и обвиваться пеленами, и питаться молоком, и все прочее испытать, чтобы утвердить истину домостроительства и заградить уста еретиков. Для того Он и спит на корабле, и путешествует, и утомляется, и терпит все человеческое, чтобы самым делом всех удостоверить (в своем Вочеловечении). Для того Он предстоит суду, и распинается на Кресте, и подвергается самой позорной смерти, и полагается во гроб, чтобы дело домостроительства было явно для всех. А если Он не по истине принял нашу плоть, то и распят не был, и не умер, и не был погребен, и не воскрес, если же не воскрес, то все учение о домостроительстве ниспровергается.

(I, 264)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА LVIII. С. 630
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 510
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Тайна Воплощения Христа, коей ужаснулись небо и концы земли, неверам кажется пустою, ибо они не могут понять ее величия и бездны заключенной в ней любви

«Ужасеся о сем небо и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски» (ирмос 9 песни Канона). А нынешние обезумевшие и изверившиеся интеллигенты, во главе со старым безбожником, говорят: мы нимало не удивляемся этому событию, ибо не верим ему и не считаем его нужным для себя и человечества… Подойди же сюда именуемый интеллигент и безбожник, я тебя спрашиваю: отчего ты не веришь в спасительную тайну Воплощения Божия, в которую искренно и твердо верю я, — коею я утешаюсь, освящаюсь, обновляюсь, духовно питаюсь, умиротворяюсь, которая распространяет и услаждает мое сердце? Почему ты не веришь этой Животворной истине, в которую уверовало все лучшее человечество, которую оно восприняло умом и сердцем и всем существом, — за верность коей претерпело всякие искушения, всякие пытки и мучения, и приняло бесчисленные виды смертей? Почему не веришь этой Небесной истине, которую победоносно защитили тысячи премудрых святых учителей вселенских, посрамив явно всех своих противников? Не нуждаешься ли ты сам, безбожник, более всех в доверии этой Божественной истине, коей ищет по самой природе своей всякая душа, и без коей она голодна, слепа и мертва? Жалкий ты человек; ты сам себя изуродовал духовно, извратил природу души своей, алчущей и жаждущей истины и правды, которая есть Христос правда наша, избавление и освящение (ср.: 1 Кор. 1:30). Пойми, что для тебя-то именно, заблудшего человека, конечно, и для всех, и пришел на землю, по Своему безмерному милосердию, твой Создатель, чтобы спасти тебя погибающего, чтобы приблизить к Себе тебя, удалившегося от Него неверием, гордостью, лукавством, непослушанием. О, если бы ты познал, какую имеет к тебе любовь Бог твой, если бы познал, от какой беды пришел Он избавить тебя, не познающего своего несчастья, своего ужасного плена греховного. О, если бы ты познал умом и сердцем, что так возлюбил Бог мир погибающий, что и Сына Своего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (ср.: Ин. 3:16).

(X, 1178)
Источники:
  • Новые слова и поучения 1904 года / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — Кронштадт, 1905.
    С. 127, 128, 129