Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Только в исполнении воли Божией нет ошибки, а в прочем думаем одно, а выходит другое

152. Многие дела человеческие бывают так. Думаем и предполагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает: если стремится человек к исполнению воли Божией во всяком предлежащем деле, то хотя бы видимого успеха в этом деле он и не получил, Всеблагий Господь доброе намерение его вменяет ему в самое дело.

(X, 372)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 133
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Воля Божия о нас есть польза наша

[Беседа XX]. Что полезно для нас, того хочет Бог, и чего хочет Бог, тó полезно для нас. Итак, чего же хочет Бог? Того, чтобы мы жили в нищете, смиренномудрии, в презрении славы, в воздержании, а не в роскоши, в скорби, а не в неге, в печали, а не в веселии и смехе, жили бы и во всем остальном, что заповедал нам Бог. Но многие отвращаются от этого, — настолько они далеки от того, чтобы признавать это полезным и волей Божией; и потому они никогда не могут даже приблизиться к подвигам добродетели… Потому, прежде всего прочего, нам надлежит иметь правильное суждение о вещах, и если мы еще не следуем добродетели, то, по крайней мере, научимся хвалить ее, если еще не избегаем порока, то, по крайней мере, навыкнем порицать худое.

(II, 991)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Послание к Римлянам
    С. 752
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 598

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли (Мф. 6:10)

Видишь ли прекрасную связь? Он прежде повелел желать будущего и стремиться к своему отечеству; но доколе этого не будет, живущие здесь должны стараться вести такую жизнь, какая свойственна небожителям. Должно желать, говорит Он, неба и небесного. Впрочем, и прежде достижения неба, Он повелевает нам землю сделать небом и, живя на ней, так вести себя во всем, как бы мы находились на небе, и об этом молить Господа. Действительно, к достижению совершенства горних сил нам нимало не препятствует то, что мы живем на земле. Но можно, и здесь обитая, все делать так, как мы жили на небе. Итак, смысл слов Спасителя таков: как на Небе не бывает того, чтобы ангелы в одном повиновались, а в другом нет, но во всем повинуются и покоряются… — так и нас, людей, сподоби, не в половину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно.

(I, 435)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XIX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 6:1–15. С. 223
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 280
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Трудно признать волю Божию в скорби от неправд и болезней, но тогда-то и нужно покорить свое мудрование Божией Премудрости

Никогда так не трудно сказать от сердца: да будет, Отче, воля Твоя (ср.: Мф.6:10), как в сильной скорби или в тяжкой болезни, особенно при неправдах от людей, при наваждениях или кознях врага… Трудно поверить сердечно, что воля Божия есть страдание наше, когда сердце знает и по вере, и по опыту, что Бог есть блаженство наше, а потому трудно и говорить в несчастьи: да будет воля Твоя. Мы думаем, неужели это воля Божия? Отчего же Бог нас мучит? Отчего другие покойны и счастливы? Но когда растленной природе нашей трудно бывает признать над собою волю Божию, без коей ничто не бывает, и покориться ей со смирением, тогда-то пусть она и покорится ей, тогда-то пусть и принесет Господу свою драгоценнейшую жертву — преданность Ему сердечную не только в покое и счастьи, но и в скорби и несчастьи; свое суетное, ошибочное мудрование да покорит Премудрости Божией совершенной, ибо как отстоит небо от земли, так отстоят помышления наши от мысли Божией (ср.: Ис. 55:8, 9).

(X, 966)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 1
    С. 240, 241
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Откровение воли Божией по трехкратной молитве

  1. Как узнать волю Божию? Молитесь Господу с верой: да возвестит Вам, куда угодно Ему Вас пристроить. Молитесь так до трех раз, и куда более сердце Ваше преклоняется, и чувствуете мир и спокойствие, туда и проситесь, и Бога о сем просите, да устроит Вам путь туда.
(X, 228)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 615

Воля Божия по благоволению Его к нам, и по попущению

  1. Есть воля Божия по благоволению, и есть воля Божия по попущению; и сия последняя бывает, когда мы хотим, чтобы было непременно так, как мы думаем, что будет для нас хорошо. А, когда отдаемся в волю Божию, и ищем не того, чего хотим, а что Ему будет угодно и нам полезно, то в сем бывает воля Божия — по благоволению — полезная и спасительная для нас, а при воле Божией, бывающей по попущению, неизбежны скорби и печали.
(X, 275)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 305