Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Убийство на Войне не разрешается Церковью, а принимается, как неизбежное

  1. Ваш N сказал: Церковь не права, разрешая убийство на войне, когда Иисус Христос сказал: не убий. Но 1) снаряжением войска и отправкой на место военных действий, чтобы убивать врагов, занимается вовсе не Церковь, а государственная власть, которая в подобных случаях может и не послушаться Церкви… И, если ей запрещать это, тогда Она должна столкнуться с государственной властью; 2) на вышеприведенные слова Вашего N, приписывающего Господу Иисусу Христу слово не убий, ответим, что Господь вовсе этой заповеди не давал, а только привел эту заповедь из Ветхого Завета: вы слышали, что сказано древним (т. е. в Ветхом Завете): не убий. Подлинная же заповедь Господа следующая: А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф. 5:21–22). Вот, видите, Господь запрещает не убийство, запрещенное еще в Ветхом Завете, а, как Совершитель Закона, старается искоренить из сердца человеческого самую страсть гнева, от чего люди доходят иногда и до убийства; Из сего 3) можно видеть, что Господь, преподавая людям заповедь — не гневаться, вел здесь речь вовсе не о войне; ибо Он и пришел на землю не для того, чтобы основать видимое государство и не писать государственные законы, а для того, чтобы спасти людей, и потому был учителем нравственности и преподавал людям нравственные уроки, кои относились, как и теперь относятся, к каждому лицу в частности.
(X, 610)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 203–204
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Война до Христа была всеобщей

[На Псалом 45]. И раскуют мечи своя на орала, и копия своя на серпы (Ис. 2:4). До пришествия Христова все люди облекались в оружие, и никто не был свободен от этого занятия; города воевали с городами, и везде был слышен шум сражений. А теперь большая часть вселенной в мире, все безопасно занимаются ремеслами, возделывают землю, переплывают моря, и только небольшая часть носит звание воинов для охранения всех прочих. И в них не было бы нужды, если бы мы исполняли должное и не нуждались в напоминании посредством наказаний.

[Глава 2]. Прежде закон повелевал всем браться за оружие, и никто не был свободен от такой службы. Этот закон имел силу не только у иудеев, но и по всей вселенной, так что и ораторы, и философы, не имевшие ничего, кроме плаща, по призыву к войне, брали щиты и становились в воинский строй. Так Сократ, сын Софроникса, весьма славившийся между афинянами своим спокойствием и любомудрием, раз или два стоял в строю; и глава их ораторов, Демосфен, часто с кафедры выходил на войну. Если же ораторов и философов никакой закон не освобождал от войны, то еще менее кто-нибудь другой из народа освобождался от такой обязанности. Но теперь нельзя видеть ничего подобного. После того, как воссияло Солнце правды, — и города, и народы, и все племена стали столь далеки от жизни в таких опасностях, что даже не умеют взяться за что-нибудь воинское, но, сидя внутри стен и городов, издали узнают о делах воинских; и весь народ живет на свободе и без обязанности к такой неприятнейшей службе… Христос мог бы уничтожить и остатки войн, но Он попускает быть набегам варваров для некоторого вразумления людей беспечных, делающихся во время мира более нерадивыми.

(II, 529, 642)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1899. Т. V.
    Беседы на Псалмы
    Беседа 14. С. 212
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1900. Т. VI.
    Толкование на пророка Исаию
    С. 31, 32
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. V. С. 207; Т. VI. С. 33

Война и гнев

[Беседа XVII]. Где, кажется, больше всего нужен гнев, как не на войне и во время битвы? Но и там, если что будет делаться с гневом, то все будет испорчено и погублено. Воюющим в особенности и не следует гневаться; нападающим в особенности и не нужно раздражаться. Но, скажешь, как же иначе можно сражаться? Разумно, спокойно. Сражение есть стояние одной стороны против другой. Разве ты не видишь, что и самые войны подчинены порядку, закону и времени? А гнев есть не что иное, как безумное раздражение; безумный же не может сделать ничего разумного.

(II, 878)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Деяния Апостольские
    С. 167, 168
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 139
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Война и милость Божия в ней: живым — страх Божий, погибшим —вечная жизнь

Господь безмерно Милостив, и самая война (Японская), сколь она ни тяжела, сколь она ни убийственна, есть милость Божия, ибо она очищает нравственную атмосферу, вразумляет обезумевших от упоения грехом людей и влагает в сердца их страх Божий, а скончавшиеся на поле брани или в море — сподобляются жизни вечной, как положившие души свои за веру… и родину. Мирное время расслабляет души, война укрепляет и производит подъем духа в народе, готовность жертвовать собой или материальным достоянием на общую пользу.

(X, 1175)
Источники:
  • Новые слова и поучения 1904 года / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — Кронштадт, 1905.
    С. 53

Война есть наказание за попрание веры Христовой и законов Божиих вечных

В настоящей войне (Японской) восстал против Бога, против Церкви Христовой исконный враг Бога и человечества, диавол, и будет побежден Христом. Война вызвана безбожием и безнравственностью русского всесословного мира, и войной дается ему горький урок. Нынешние интеллигенты наши свели на нуль, на ничто все благостное и премудрое Домостроительство Божие о спасении рода человеческого; свели к нулю в своих безбожных писаниях святую Церковь, основанную непоколебимо на земле Богом; уничижили Крест Христа Искупителя; священное Откровение, или слово Божие, благодать священства, законы Божественные, на место коих вводят свои плотские, растлевающие нравы законы; возвели в культ удовлетворение своим плотским страстям; поставили свой разум на место разума Божия, незаконные разводы с женами возвели в закон, а слово Божие толкуют превратно, и тем смущают людей веры и благочестия.

(X, 1176)
Источники:
  • Новые слова и поучения 1904 года / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — Кронштадт, 1905.
    С. 92, 93

Воины, погибшие на Войне в вере, в сонме праведных

Умершие в вере при исполнении своего священного долга, живы и по смерти, и не только живы, но и счастливы и радостны так, как мы и вообразить не можем… Посему, блаженны все, скончавшиеся в море смертью мученической воины наши с начальником своим: они теперь почивают от трудов своих и вкушают блаженный всерадостный покой в Боге, и видят то, чего наши очи не видят и видеть не могут до времени, — видят Господа, видят святых ангелов и всех святых, и с ними торжествуют и ликуют. [При поминовении С. О. Макарова].

(X, 1179)
Источники:
  • Новые слова и поучения 1904 года / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — Кронштадт, 1905.
    С. 132