Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Вкушение пищи до Богослужения позволительно

[Беседа 9]. Вкусивший чувственной трапезы, кажется, подумал, что после чувственной пищи не должно идти к слушанию слова Божия. Но несправедливо так думают, потому что и Христос не сказал бы долгих и многих речей после Тайной Вечери, если бы это было неуместно; Он же, насытив, неоднократно, народ в пустыне, не предложил бы ему беседы после трапезы, если бы это было неприлично… Кроме того, когда будешь ты убежден, что после пищи и пития необходимо пойти в (церковное) собрание, то, конечно, и невольно позаботишься о трезвости, и не впадешь в пьянство и объедение; забота и мысль идти в церковь учит принимать пищу и питие с должной умеренностью… Бодрый и бдительный, и напрягающий свою мысль, если и примет пищу и питие, будет у нас самый способный слушатель…; вкусивший, по душевной трезвости, будет равен постящемуся.

(II, 275)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Беседы о статуях
    С. 111, 112
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 104
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Вкусом разных плодов и ягод Господь желает, как бы угодить нам, порадовать, оживить, а в будущем готовит богатство сладости духовной

Вкушая разные плоды древесные, ягоды, зерновые плоды и всякие иные, встречаешься с бесчисленным разнообразием вкусов, весьма приятных и полезных, вполне соответствующих нашей природе, так что надивиться не можешь благости и премудрости Творца, благоволившего угождать нам Своей отеческой благостью… Во вкусе каждой крошечки видна любовь Творца к тебе, желание угодить тебе, поласкать тебя, утешить тебя, порадовать тебя, ободрить, напитать, укрепить, оживить. Дивен Ты, Господи, во всех вещах и делах рук Твоих. Но какое несравненное, неисчетное богатство сладости духовной Ты уготовал в будущем веке, — сладости от наслаждения неизреченной добротой и красотой Лица Твоего, Коим неисчетно блаженны все лики и соборы ангелов.

(X, 1144)
Источники:
  • Сергиев Иоанн Ильич (КРОНШТАДТСКИЙ), протоиерей. — Живой Колос. Выписки из дневника за 1907−1908. С.-Петербург, 1909.
    С. 10, 11
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

При трудах — быть сытым и есть вволю

Преподобный Серафим говорил Дивеевским сиротам: «Бойтесь больше всего уныния и бегайте его, как огня! Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния». — Старец приказывал им всегда быть не только сытыми и есть вволю, но и на труды брать с собой хлеба. «В кармашек-то свой и положи кусочек», — говорил он, — «устанешь, умаешься, не унывай, а хлеба-то и покушай, да опять за труды! Даже на ночь под подушку приказывал он класть хлеба. Найдет на тебя уныние да раздумье, а, вы хлеб-то выньте, да и кушайте, уныние-то и пройдет, хлеб-то и погонит его, и сон после трудов вам хороший даст он».

(X, 809)
Источники:
  • Жизнь и подвиги преподобнаго отца Серафима, Саровскаго чудотворца : с 13 рис. / сост. Владимир Юрьев. — Москва: Изд. Е. И. Коноваловой, 1904.