Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Верующему приятно всегда, даже за чашкой чая, вспоминать полезное душе

  1. Верующему сердцу всегда благоприятно повторять что-нибудь полезное душе при всякой встрече, при всякой даже малости. Например, при чашке чаю хорошо вспомнить о путешествующих, кои не имеют и капли воды простудить язык, палимый неутолимой жаждой; вспоминая о них, мы можем себя склонить к ним в сострадание, пожалеть о них по-христиански, — и укорить себя в малодушии, ежели услаждаемся сладостью излишней против нужды и благопотребности. То же разумейте и о прочем.
(X, 684)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 1
    С. 202
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

В единении взаимном — Верующим утешение

[Беседа II]. Как в том случае, если кто-нибудь соединяет много светильников, возжигает яркое пламя, так обыкновенно бывает и с верующими. Всякий раз, как мы разделены между собою, тогда, конечно, бываем слабее духом. А когда, увидев друг друга, взаимно себя поддерживаем, тогда получаем бóльшее утешение.

(II, 952)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Послание к Римлянам
    С. 501
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 405

Плоть Верующих — одухотворенная

[Беседа XXII]. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте (Рим. 12:18). Ведь, иногда невозможно быть в мире, например, когда идет речь о благочестии, когда возникает борьба за обижаемых… Если увидишь, что как-нибудь нарушается благочестие, не предпочитай согласия истине, но стой за нее мужественно, даже до смерти; но и в этом случае не враждуй душой, не отвращайся добрым расположением, а восставай только против поступков.

(II, 997)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Послание к Римлянам
    С. 769, 770
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 611

Верующие имеют силу в жизни Церкви

[Беседа XVIII]. Велика сила собора, или церквей. Молитва Церкви освободила Петра от уз, отверзла уста Павлу. Приговор их важен, — возводит на духовные степени приступающих к ним. Вот почему и готовящийся рукополагать испрашивает при этом и их молитв, и они подают свой голос… И в молитвах, как всякий может видеть, много содействует народ. Так, когда наступает время преподания и взаимного принятия мира, все равно друг друга лобзаем. При самом также совершении страшных Таин священник молится за народ, а народ молится за священника, потому что слова: со духом твоим означают не что иное, как именно это. И молитвы благодарения также общие, — потому что не один священник приносит благодарение, но и весь народ. Получив сперва ответ от народа и потом согласие, что достойно и праведно совершаемое, начинает священник благодарение. И что удивительного, если вместе со священником взывает и народ, когда он возносит эти священные песни совокупно с самими херувимами и горними силами?… Послушай, как иногда и апостолы привлекали к участию в своих решениях подчиненных. Так, когда они поставляли семь диаконов, то сообщили об этом прежде народу. Когда Петр избирал Матфея, то предложил о том всем, тогда с ним бывшим — и мужам, и женам. И это потому, что здесь, в Церкви, нет ни высокомерия начальствующих, ни раболепства подчиненных, а есть власть духовная, которая находит для себя более всего приобретение в том, чтобы принимать больше трудов и заботы о вас, а не в том, чтобы искать бóльших почестей. В Церкви должно жить, как в одном доме; как составляющие одно тело, — все должны быть расположены друг к другу, поскольку и крещение одно, и трапеза одна, и источник один, и творение одно, и Отец один. Для чего же разделяемся, когда столько связей, нас соединяющих? Для чего разрываемся? Слез достойно настоящее наше состояние. Так далеко мы отторглись друг от друга, между тем как надлежало бы изображать собою союз одного тела. Тогда бы и меньший мог приносить пользу большему. В самом деле, если Моисей от тестя своего узнал нечто полезное, чего сам не знал, то тем более было бы так в церкви… Не говори, — для чего призываешь меня на совет, если не слушаешь, чтó я говорю? Такие замечания приличны не советнику, а властолюбивому человеку. Советник властен только предлагать свое мнение. Если же будет дан другой совет, более полезный, а он станет требовать, чтобы сделали так, как ему хотелось, то он уже не советник, а, как я сказал, властолюбец. Не будем так делать; но, очистивши душу от всякой гордости и тщеславия, будем искать не того, чтобы только наши мнения были уважаемы, но чтобы всегда предпочитаем был полезный совет, хотя бы он дан был и не нами. Хотя и не сами найдем полезное, немало, однако ж, получим пользы, если примем придуманное другими.

(II, 1129)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1904. Т. X.
    Беседы на Второе послание к Коринфянам
    С. 632, 633, 634
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. X. С. 527

Верующий ни от чего в жизни не может получить вреда, а только одну пользу

Кроме одной добродетельной жизни совершенно невозможно найти другой, которая бы была свободна от всех зол… Стоит только тебе оградиться любомудрыми наставлениями Евангелия, — и тогда тебя ничто не сможет опечалить. Какой вред может причинить тебе тот, кто захочет коварствовать против тебя? Отнимет у тебя имение? Но еще прежде его угрозы тебе повелено презирать богатство и столько отвращаться его, чтобы никогда ничего подобного и не просить у Господа. Ввергнет ли тебя в темницу? Но еще прежде темницы тебе заповедано так жить, чтобы уже распяться всему миру. Злословит ли тебя? Но Христос освободил тебя и тут от печали, когда и без труда твоего, за одно незлобие обещает тебе великую награду, и столько сделал тебя непричастным досаде и огорчению, что даже повелел молиться за врагов. Гонит ли тебя и окружает бесчисленным множеством зол? Но тем самым тебе сплетает он блистательный венец. Убивает ли тебя и закалает? И чрез это опять приносит тебе величайшую пользу, поскольку готовит для тебя мученические награды, ускоряет твой путь в безмятежное пристанище, доставляет тебе случай к получению большего воздаяния, и содействует тебе откупиться от общего суда. Это-то всего и удивительнее, что наветующие люди не только не мало не вредят тем, которым стараются вредить, но еще делают их чрез то славнее. Что же может сравниться с тем благом, когда мы изберем такую жизнь, — одну только добродетельную жизнь?

(I, 463)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXIV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 7:21–27. С. 280, 281
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 324
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Верующим во Христа обещана и дается вечная жизнь

Верующим в Иисуса Христа обещана жизнь вечная, и дается им эта вечная жизнь, и они, начав славословить Вечного Бога здесь, на земле, будут прославлять Его достойно и праведно в бесконечные веки, ибо смерть их будет только сном, во время коего душа будет жива и после коего она вечно будет славить Иисуса Христа, купно со Отцем и Духом Святым, поправшего смерть нашу смертью Своею. Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне (Пс. 118:175).

(X, 1093)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 5
    С. 44

Верующие во Христа никого не боятся

Иногда мы всего и всех боимся, собственной тени, шума древесных листьев, но это потому, что у нас еще слаба вера в Иисуса Христа, что мы еще не соединились с Ним; кто всем сердцем уверовал в Него и тесно соединился с Ним, тот никого не боится, ни на небе, ни на земле, ни в преисподней. Господь просвещение и Спаситель мой, кого убоюся? (ср.: Пс. 26:1). Вот, сколь дерзновенен и мужествен, неустрашим верующий и любящий Господа!

(X, 905)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    С. 426
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Верующему все возможно получить, но только то, что полезно

  1. Верующему хотя вся возможна получить, но то только, что полезно, а не все, чего мы желаем и просим; почему и надобно предоставить cиe воле Божией, вся во благое устрояющей, и противными приключениями спасение наше соделывающей.
(X, 316)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 520