Вериги

Вериги

– ручные или ножные железные оковы или согнутые железные цепи, надевавшиеся подвижниками-аскетами для измождения плоти. Верúги находятся в одном ряду с другими формами телесного подвига, такими, как: ограничение себя в пище, сне, лишение себя элементарных удобств, многочисленные земные поклоны. Все это было средством к подготовлению подвижника к подвигу внутреннему – очищению души. Однако у многих ношение вериг и другие формы телесного подвига превращались в самоцель. Святые отцы предупреждали своих учеников об этой опасности (см.: Богословско-литургический словарь // https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/bogoslovsko-liturgicheskij-slovar/112)

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Нет благословения носить Вериги, вместо них: послушание, молитва, чистота

  1. Вериги носить N не благословляю, пока сам Господь не укажет чрез кого-нибудь. Много потребно условий для ношения вериг, а главное — потребно глубочайшее смирение, а достигла ли она его? Послушание, бдение, молитва, хранение от помыслов — вот вериги монахинь нынешнего времени. 7/XI/1897
(X, 1194)
Источники:
  • Письма о. протоиерея Иоанна к настоятельнице Иоанно-Предтеченскаго Леушинскаго первокласснаго монастыря игумении Таисии. - С.-Петербург: Синодальная тип., 1909.
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Ношение Вериг только тщеславие умножает

  1. Покойный отец Леонид со многих, носивших железа, снял оные, ибо пользы не приносят, а только тщеславие умножают, и прочие страсти оставляют неуврачеванными, и слова укоризненного не переносят. И мой тебе совет оставить сие; не телоубийцами, а страстоубийцами мы должны быть.
(X, 55)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 71
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Носящего Вериги странника о. Серафим возвратил к покинутой жизни семейной

Приходит к преподобному Серафиму босой, в веригах, странник из Киева. Посадив пришедшего подле себя, Старец начал беседовать с ним. Но какой неожиданный характер приняла эта беседа! Преподобный стал увещевать странника, чтобы он оставил неразумно избранный им путь жизни, снял с себя вериги, обулся, вернулся в покинутый дом, где тоскуют по нему мать, жена, дети, — и занялся по-прежнему хлебной торговлей. В немом изумлении внимал странник словам прозорливого старца и, глубоко растроганный, последовал мудрому совету его.

 

(X, 825)
Источники:
  • Преподобный Серафим Саровский, чудотворец / Сост. свящ. К. Ивановский. — 2-е изд., испр. и доп. — С.-Петербург : Училищ. совет при Святейш. Синоде, 1912.
    С. 88