Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Неоходимо молиться о даровании Веры

  1. Ангел покаяния святому Ерму говорил: вера свыше есть от Бога, а сомнение и неверие есть дух земной и от диавола. Если Апостолы, будучи еще несовершенными, молились Господу, чтобы приложил им веру, то кольми паче нам, немощным и изнемогащим в вере, прилично и потребно молиться, чтобы Господь преложил неверие наше в веру, и отгнал дух сомнения и нерассудного недоумения.
(X, 355)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 90
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Колебания Веры и чистота жизни

[Беседа 1]. Вера имеет нужду в помощи и присутствии Духа, чтобы ей оставаться непоколебимой; а помощь Духа обыкновенно подается за чистую жизнь и доброе поведение. Поэтому, если мы желаем иметь твердую веру, то должны вести чистую жизнь, которая и располагает Духа пребывать в нас и поддерживать силу веры. Невозможно, подлинно невозможно, чтобы проводящий нечистую жизнь не колебался и в вере.

(II, 4 )
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания. Беседа на слова апостола: Имуще же тойже дух веры, по писанному… (2 Кор. 4:13), и на слова: Веровах, темже возглаголах (Пс. 115:1), и о милостыне
    С. 285
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III. С. 280

Нападения на Веру

Бог попускает истинной и апостольской вере Своей подвергаться многим нападениям, а ересям и язычеству попускает наслаждаться спокойствием; для чего? Для того, чтобы ты познал слабость их, когда они, и не тревожимые, сами собой разрушаются, и чтобы ты убедился в силе веры, которая терпит нападения, и чрез самих противников умножается.

(II, 427)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой
    С. 647
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 603

Боязнь ограждения Веры пред начальством делает повинным Богу

[Беседа 2]. Царь, по имени Озия, вместе с другими принадлежностями царского достоинства захотел присвоить себе и священство. Священники противоречить царю много не хотели; они уважали достоинство, чтили престол, боялись войск. Исаия, и тот замолк, не противодействовал царю. Когда Бог увидел, что священники испугались, пророк изнемог, а царь покусился на дерзкий поступок, то поразил лице его проказой за то, что осмелился коснуться священных предметов; в конце концов он лишен был не только священства, но и царства, и остался прокаженным (см.: 2 Пар. 26:16). Бог сделал Свое дело; но Он разгневался на священников, а больше всего на пророка за то, что он, будучи при этом, предал благочестие. Поэтому Бог хранил в отношении к пророку молчание, не говорил с ним, пока не умер беззаконник. Когда, наконец, нечестивец умер, тогда Бог, отложив гнев, примиряется с пророком (см.: Ис. 6:1).Кого послю, и кто пойдет к людем сим? (Ис. 6:8). Господь примирился с рабом, но продолжает сохранять еще вид гнева. Подобно тому как господин, стоя пред рабами и желая упрекнуть их за леность, говорит: кого пошлю, не имею человека для нужного дела, — не потому, что нет у меня, а нет ревностного, так и Бог говорит: Кого послю? (Ис. 6:8), вместо того, чтобы сказать: пошлю ли того, кто молчал пред попиравшим священство? Что же Исаия? Как слуга, огорченный ссорою и старающийся загладить прошлое, он говорит: се аз, посли мя (ср.: Ис. 6:8).

(II, 699)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1900. Т. VI.
    О творении мира. Беседа о втором дне творения
    С. 750, 753, 754
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VI. С. 445

Сродство Веры — лучшая дружба

[Беседа XV]. Какая дружба может произвести такое единение, как сродство веры? Мы должны показывать не такую близость, не такое иметь общение между собою, как друзья с друзьями, а как члены с членами. Другого высшего дружества и общения, чем это, не найдет никто никогда. Ты так же не можешь говорить: откуда у меня близость и связь с таким-то, как не можешь сказать этого о своем брате, потому что это было бы смешно. Вси бо во едино тело крестихомся,сказано (ср.: 1 Кор. 12:13).

(II, 737)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
    С. 101, 102
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 101

Защита Веры от нареканий — наш долг, почему нужно читать книги хулителей Веры

[Беседа XVII]. Нелепо будет, если врач со всем усердием ратовать будет за свое искусство, также и сапожник, и ткач, и все другие ремесленники за свое ремесло, а тот, кто исповедует себя христианином, не в состоянии будет слова сказать в защиту своей веры… Если язычники, упорные во лжи, все делают так, чтобы прикрывать срам своих лжеучений, а мы, служители истины, не можем ради ее и уст раскрыть, то как же им не осуждать нас в слабости нашего исповедания, как не подозревать в нас обмана и заблуждения, как не хулить Христа, будто лицемера и обманщика, который для обмана воспользовался неразумием простых людей? А в такой хуле виновны мы, как скоро не хотим потрудиться в изучении своей веры, но, считая это дело лишним, заботимся только о земном. Какой-нибудь любитель плясуна или бегуна всячески старается о том, чтобы не уступить, состязаясь о них, расточает им похвалы, защищает против порицателей их и тысячью ругательств поражает противников. Но, когда предстоит речь в защиту христианства, все потупляют глаза в землю, почесываются, зевают и, осмеянные, отступают. Какого негодования заслуживает это, когда у вас Христос представляется ниже плясуна, когда в защиту Христовых чудес, привлекших всю вселенную, не хотите даже ничего подумать или сколько-нибудь позаботиться? Если кто-нибудь из язычников спросит: как вы сами, признавая трех богов, обвиняете нас в многобожии? — что вы скажете, что будете отвечать? Как отразите такое возражение? А что если вы будете молчать, а вам предложат другой вопрос: какое это воскресение? В этом ли теле мы снова восстанем или в другом? Если в этом, то зачем же оно должно разрушиться? Что вы на это скажете?… Но нам нет нужды предлагать дальнейшие вопросы и оставлять их не решенными, чтобы не повредить чрез то более простым людям. А сказанного нами достаточно, чтобы отогнать от вас сон. — Я хотел бы, если у вас довольно досуга, показать всем вам написанную против нас одним безбожным философом книгу, чтобы возбудить вас и отвлечь от такой недеятельности. Если они так неусыпны в своих нареканиях на нас, то можем ли мы заслуживать какое-нибудь прощение, когда не будем уметь отражать их нападения? Для чего же мы и приведены (в Церковь)? Не слышишь ли, что говорит Апостол: готови будите присно ко ответу всякому вопрошающему вы словесе о вашем уповании  (ср.: 1 Пет. 3:15)?

(II, 740)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
    С. 115, 116
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 112

Труд Веры тяжелее умственного и физического

[Беседа VIII]. Как дела требуют силы, так и вера. Здесь, в делах, часто и тело разделяет труд, а там, в вере, проявляется преуспеяние одной души; таким образом, и труд ее больше, как скоро никто не разделяет с нею подвигов.

(II, 966)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Послание к Римлянам
    С. 576
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 462

Вера бездейственна, когда братство на словах, а вражда на деле

[Беседа XXVII]. Здесь все — верные, но вера их бездейственна. Мы погасили ревность, и тело Христово соделали мертвым. Страшно выговорить это; но гораздо страшнее видеть на самом деле. По имени — мы братья, а по делам — враги; все называемся членами одного тела, а чужды друг другу, как звери. Говорю это не для того, чтобы выставить на позор дела наши, но чтобы пристыдить и отвратить от них.

(II, 1142)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1904. Т. X.
    Беседы на Второе послание к Коринфянам
    С. 704
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. X. С. 588

Богатство и сила Веры

[Беседа V]. Кое богатство славы тайны сея во языцех (Кол. 1:27). Людей, более бесчувственных, чем камни, вдруг возвести к достоинству ангелов, единственно посредством безыскусственных слов и одной веры, без всякого труда, — это действительно слава и богатство тайны… Не знавшие даже, что есть Бог, вдруг стали сопрестольниками Бога.

(II, 1234)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Толкование на Послание к Колоссянам
    С. 396
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 332

Скорби и влияние их на Веру

[Беседа II]. Слабую любовь и веру скóрби колеблют, а твердую соделывают более крепкою. Действительно, душа немощная, находясь в скорби, ничего не может перенести; напротив, душа крепкая тогда особенно и обнаруживает силу.

(II, 1274)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам
    С. 580
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 474

Когда Вера осмеивается в театре, зрители виновнее актеров

Когда представляющие смешное в театре скажут что-либо богохульное и срамное, тогда многие, будучи еще безумнее их, смеются, забавляются этим; за что надлежало бы побить камнями, тому рукоплещут, и за такое удовольствие сами себе готовят огненную пещь. Ведь те, которые хвалят говорящих такие речи, тем самым поощряют их к ним; а потому и наказанию, которое назначено для смехотворцев, справедливее падать на смеющихся, потому что, если бы не было ни одного зрителя, то не было бы и действующего. А когда видят, что вы оставляете свою мастерскую, и работу, и то, что могли бы выработать, — словом все, только бы провести время в театре, тогда они становятся усерднее, с большим старанием отправляют свое дело. Впрочем, не в извинение их говорю это, но, чтобы вас вразумить, что от вас собственно берется начало и корень этого беззакония, от вас, которые подвергаете посмеянию честное супружество, посрамляете великое Таинство. Поистине, не столько грешит тот, который представляет в театре, сколько в сравнении с ним ты, который заставляешь это делать; и не только заставляешь, но и заботишься о том, радуешься и смеешься, хвалишь представление, всячески пособляешь демонской работе. Скажи мне, какими глазами после будешь смотреть дома на жену, видевши ее опозоренную в театре? Как, не покрасневши, представишь себе супругу, когда ты видел весь пол ее обесчещенным? Не говори мне, что представляемое в театре есть одно лицедейство. Лицедейство это многих сделало прелюбодеями, и многие домы расстроило. О том-то особенно и скорблю, что в этом даже не подозревают худого, но такие развратные представления принимают с рукоплесканиями, с восклицаниями и громким смехом. Если дело худо, то и подражание ему худо. Не говорю еще о том, сколь многих делают блудниками представляющие эти любодейные зрелища, к какой наглости и бесстыдству приучают они зрителей. Ведь, одному только сладострастному и наглому глазу сносно смотреть на эти зрелища. На площади ты не станешь смотреть на обнаженную женщину, а еще менее дома, — ты оскорбишься таким зрелищем; а в театр идешь, чтобы оскорбить честь и мужского и женского пола, и осрамить глаза свои. Не говори, что обнажена блудница, потому что один пол и одно тело, как у блудницы, так и у благородной женщины. Если в этом нет ничего непристойного, то почему, когда на площади увидишь то же, и сам бежишь прочь и гонишь от себя бесстудную? Или, когда бываем порознь, тогда это непристойно, а когда соберемся и сидим вместе, тогда уже не позорно? Это смешно и постыдно, и означает крайнее безумие. Лучше грязью или навозом вымарать себе все лицо, чем смотреть на такое беззаконие, потому что для глаза не так вредна грязь, как любострастный взгляд и вид обнаженной женщины. Вспомни, что было причиной наготы в начале и страшись того, что было виной этой срамоты. Что же произвело наготу? Преслушание и злоумышление диавола. Таково давнее и первое его старание. Но прародители, по крайней мере, стыдились наготы своей, а вам это нравится, по апостольскому слову: в студе славу имеющие (ср.: Флп. 3:19). Как будет смотреть на тебя жена, когда ты возвратишься с такого беззаконного зрелища? Как примет тебя? Как будет говорить с тобой после того, как ты столь бесчестно посрамил весь женский пол, пленился таким зрелищем и сделался рабом блудницы. Впрочем, если слово мое огорчит вас, то я много вам за то благодарен: кто есть веселяй мя, точию приемляй скорбь от мене (2 Кор. 2:2)? Никогда не переставайте рыдать об этом и терзаться; такая скорбь будет для нас началом исправления. Для того-то я и усилил мое слово, чтобы сделать рану глубже, избавить вас от гниения зараженных членов и возвратить вам совершенное душевное здравие.

(I, 368)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА VI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 2:1–3. С. 70–71
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 72

Вера — ее признак

Вот признак истинной веры: когда обетования бывают выше человеческого понятия и мы твердо уповаем на силу Обещающего. Вера есть, как говорит блаженный Павел, уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (ср.: Евр.11:1). И в другом месте: еже бо видит кто, что и уповает (Рим. 8:24). Итак, вера состоит в том, когда мы верим невидимому, утверждая мысль на непреложной верности Обещающего.

(I, 191)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXXVI. С. 396
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 339

Вера дороже всего с незлобием

Будите убо мудри яко змия, и цели, яко голубие (Мф. 10:16)… Как змий ничего не бережет и, когда самое тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы только соблюсти голову, так и ты, говорит Христос, все отдай: и имение, и тело, и самую душу — кроме веры. Вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с бóльшей славой. Такой змеиной мудрости Господь требует для предостережения от опаснейших поражений, а голубиного незлобия — для предотвращения мстительности за обиды и отплаты за наветы, потому что нет никакой пользы и в мудрости, когда она не соединена с незлобием.

(I, 487)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXXIII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 10:16–22. С. 364
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 390
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Многие стыдятся Веры и потому становятся рабами среды и мира, во зле лежащего

Многие из нас тайно стыдятся своей веры, стыдятся исповедовать Господа, жить по Его заповедям, по Его Евангелию, следовать за Ним, чтобы не потерять уважения в свете, почета в мире прелюбодейном и грешном, — и вот они позволяют себе увлекаться потоком мирской, грешной, суетной, часто преглупой, вредной жизни. Они и сознают, что безрассудно, во вред себе проводят время столь драгоценное; знают и высшую цель жизни человека на земле, — знают и о Жертве Искупления, принесенной за них на Кресте, — но сложившийся образ жизни, понятия света, своеобразные превратные взгляды товарищей на жизнь, на веру, на Церковь не позволяют им сойти с того распутия, на коем они себя поставили, и не дают им опомниться и прийти в себя, размыслить о своей судьбе. Они —жалкие рабы своей среды, рабы мира грешного, во зле лежащего. Но если хочешь, христианин, идти за Христом и войти в славу Его, ты должен непременно следовать за Ним, исполнять Его заповеди, смиряться, молиться, любить Его, страдать и терпеть.

(X, 891)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 124, 125

С Верой блаженна жизнь, без Веры — тяжела и безотрадна

За что избавил Господь расслабленного? За веру носильщиков и его самого: видя Иисус веру их, сказал разслабленному: дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои (ср.: Мф. 9:2). Видите, как сильна вера. За одну веру избавление от стольких зол! Имейте же веру Божию; если же кто не имеет, проси ее у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему (Иак. 1:5). С верою блаженна жизнь, без веры — тяжела и безотрадна. Имея веру, может всякий семьдесят крат седмерицею избавляться от грехов и удостаиваться столько же раз мира Божия и правды Божией, а без веры легко погибнуть совсем во грехах, как и погибают многие. Так, вера есть неоцененное, нетленное сокровище небесное.

(X, 903)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 375

Вера в бытие Божие связана с Верой в бытие души, в коей, как в капле воды, отражается Бог

Вера в бытие Божие тесно связана с верой в бытие собственной души, как части мира духовного. Душе благочестивой бытие Божие так же очевидно, как собственное бытие, ибо с каждой мыслью доброй или недоброй, желанием, намерением, словом или делом происходят соответствующие перемены в сердце: спокойствие или беспокойство, радости или скорби, — и это вследствие действия на нее Бога духов и всякия плоти, Который отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды; чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение; чем мутнее, тем тусклее, — так что в состоянии крайней нечистоты, черноты души, отражение прекращается, и душа остается в состоянии мрака духовного, в состоянии бесчувственности; человек имеет очи и не видит, имеет уши и не слышит.

(X, 937)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 1
    С. 73

Предметы Веры, столь ясные и близкие, временами затемняются и удаляются, — это от греха

В обыкновенных познаниях человеческих — узнал раз хорошо какой-либо предмет, и часто на всю жизнь знаешь его хорошо, без помрачения познания о нем. А в вере не так; раз познал, ощутил, осязал, думаешь: всегда так будет ясен, осязателен, любим предмет веры для души моей; но нет: тысячу раз он будет потемняться для тебя, удаляться от тебя и как бы исчезать для тебя, и что ты прежде любил, чем жил и дышал, к тому, по временам, будешь чувствовать совершенное равнодушие; и надо иногда воздыханием и слезами прочищать себе дорогу, чтобы увидеть его, схватить и обнять сердцем. Это от греха.

(X, 1048)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 703

Вера не нуждается в новых доводах, она — твердыня, вечно несокрушимая, ее слово живо и действенно

Неверующий! вера наша не нуждается в каких-нибудь новых доводах, коими, как новыми столбами какими, можно было бы подкрепить ее здание. Это здание — вечная несокрушимая твердыня, коей и вся сила адская не одолеет. Вера наша говорит сама за себя. Ее учение — живо и действенно. Слово веры нашей есть слово самой истины… Лицо Божественного Начальника нашей веры яснее солнца сияет своими Божественными знамениями, кои совершены были Им во время земной Его жизни, совершаются Им и ныне — больше невидимо, но, тем не менее действительно, осязательно для тех, в чьем сердце они совершаются.

(X, 1132)
Источники:
  • Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). - С.-Петербург : ред. журн. "С.-Петерб. духов. вестн.", 1900.
    С. 34, 35

Вера зиждется на послушании, а диавол старается превратить ее в упорство, если нет в нас смирения

Старайся иметь послушание веры, или покорность вере ума и сердца: Им же (Иисусом Христом) прияхом благодать и апостольство в послушание веры во всех языцех (см.: Рим. 1:5). Без послушания не может быть веры, ибо в вере нужно верить на слово; а послушание не может быть без смирения. Поэтому необходимо для веры смирение, как основание ее. А у тебя послушания веры весьма мало: оттого ты и маловер. Послушание веры нужно на каждом шагу, каждый раз, когда встречаемся с предметами, требующими веры, — особенно нужно потому, что диавол всячески старается послушание превратить в упорство.

(X, 1135)
Источники:
  • Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). - С.-Петербург : ред. журн. "С.-Петерб. духов. вестн.", 1900.
    С. 62

От хулений на Веру ученых нужно отвращать очи и слух, ибо грех, особенно хула, заразителен

По причине гордости и самомнения многие, так называемые ученые, — за границей нашего Отечества, взявшиеся не за свое дело и решившиеся самовольно и самочинно разглагольствовать и писать о Боге и делах Его в святой Церкви и в мире (а в числе их и наш Л. Толстой) наговорили столько безумного, нелепого, богохульного и гибельного бессмыслия и хулы на Бога и святую Церковь, — что нужно, крайне нужно с омерзением отвращать и слух, и очи от дерзкого глумления их над святой верой и не иметь с ними ничего общего, — чтобы не заразиться от них и зрением, и слухом, ибо всякий грех заразителен, а хула на Бога особенно, по действию духа лести и злобы — диавола.

(X, 1168)
Источники:
  • Новые слова и поучения 1902 года / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — Кронштадт, 1903.
    С. 99

Только чрез Веру подается дар воскресения, посему неверы по самомнению — погибают

Так как прощение грехов и дар воскресения духовного подаются только чрез веру человека в Искупителя Господа Иисуса Христа, — чрез смирение, и духовную нищету и покаяние; то неверующие, по самомнению и гордости, и надеющиеся на свой слепой разум, предают сами себя в жертву смерти духовной, как чуждые веры и благодати, и если не обратятся к простосердечной вере в Бога и в Церковь, Коей даны ключи жизни и Царства Небесного, то будут осуждены за гордость и неверие в муку вечную.

(X, 1180)
Источники:
  • Новые слова и поучения 1904 года / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — Кронштадт, 1905.
    С. 135, 136
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Довольствоваться нужно тою мерою Веры, какая в нас есть, ибо и она — дар Божий, укреплять ее исполнением заповедей

  1. Вы скорбите, что не имеете живой и сильной веры. Как же хотите исполинским шагом вступать на верх лестницы? Вы имеете веру; в этом я Вас смело уверяю; если бы Вы не имели веры, то Вы и не смущались бы, но Вы ищете высокой веры, а это значит, что не имеете смирения. Будьте довольны такой верой, какую имеете теперь, ибо и оная есть дар Божий. Сподобились познать истину учения Православной Церкви, и на сем-то основании полагайте восхождение, исполнением заповедей Христовых, в Евангелии нам заповеданных. В случае же немощей в каком-либо неисполнении, не дόлжно смущаться, но смирив свой помысл, приносите покаяние пред Богом, и паки держитесь правила заповедей; а хоть бы и могли что исполнить, то отнюдь не приписывать себе сего исправления, а помощи Божией.
(X, 324)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 653–654