Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Вечеря Тайная – есть Пасха иудейская, а вместе и наша

[Беседа 2]. Где хощеши уготоваем Ти ясти пасху (Мф. 26:17)? Какую пасху? Иудейскую, получившую начало в Египте, потому что в первый раз иудеи совершили ее там. И зачем Христос совершает ее? Подобно тому, как Он исполнил все прочие требования закона, так поступает и здесь. Поэтому Он и Иоанну говорил: тако подобает нам исполнити всяку правду (ср.: Мф. 3:15). Итак, ученики хотели приготовить не нашу пасху, а иудейскую. Они приготовили эту пасху, а нашу уготовал Христос, или лучше, Он Сам стал пасхой чрез честные страдания.

(II, 368)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Беседы о предательстве Иуды
    С. 432
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 388

Смирение Христа на Вечери Тайной

[Беседа LXX]. И востав от вечери и положи ризы своя (ср.: Ин. 13:4). Смотри, как не умовением только Христос показывает Свое смирение, но и другими действиями. Не прежде возлежания Он встал, а тогда, когда уже все возлегли. Затем не просто умывает, но сначала сложил с Себя одежду. Но и на этом не остановился, а еще опоясался полотенцем; да и этим не удовольствовался, но Сам же влил воду, а не другому велел наполнить ее. Так все это Он делает Сам, чтобы показать тем, что когда мы делаем добро, то должны делать его не с небрежностью, но со всем усердием.

Страшное дело можно было видеть в тот час! Зачем встал и снял верхнюю одежду Тот, Кто облекается светом, как одеждою? Зачем опоясал Он Себя полотенцем? Тогда можно было видеть истинность слов Павла: во образе Божии сый, зрак раба прият (ср.: Флп. 2:6, 7). Опоясался полотенцем Покрывающий небо облаками и влил воду в умывальницу Наполнивший водами реки, источники и моря. Представь: ученик сидит, а Владыка согнулся и глядит на колена; Владыка, пред Которым преклоняется всякое колено небесных, и земных, и преисподних. Смирение Спасителя погасило всякую гордость; эта скромность унизила всякое хвастовство. Когда я вижу Спасителя, омывающего ноги ученикам, я произношу слова: почто гордится земля и пепел (Сир. 10:9)? Представь себе Владыку, согбенного и омывающего ноги рабов. И начат умывати ноги учеником и отирати лентием  (Ин. 13:5). Даже ни одного способа услуги не пропустил. Не дозволил ни того, чтобы вода была налита другими, а Он Сам стал бы мыть, ни того, чтобы Он вымыл, а другие вытерли.

(II, 803, 846)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
    С. 469, 470
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Spuria. Беседа о предательстве (Иудой) Спасителя и прочее
    С. 915
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 383, 716

Вечеря Тайная последняя пред смертью Христа

[Беседа XXVIII]. Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб (1 Кор. 11:23). Как вообще мы более помним последние слова, которые слышим от умирающих, так и Павел, желая таким образом усилить речь свою, говорит: вспоминайте, что это было последнее таинство, которое Он преподал вам, что Он заповедал это в ту ночь, в которую готовился быть убитым за нас, и, предложив вам эту Вечерю, после нее уже не предложил никакой другой.

(II, 1078)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1904. Т. X.
    Беседы на Первое послание к Коринфянам
    С. 272
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. X. С. 233

Память о Тайной Вечере утишает гнев и ярость

Мы должны напечатлеть Тайную Вечерю в наших мыслях, и ярость никогда не будет иметь в нас места. Кто, в самом деле, размышляя об этой Вечери, о предателе, возлежащем со Спасителем всех, и о том, сколь кротко беседует имеющий быть предан, — не отвергнет всего яда гнева и ярости?

(I, 620)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXXI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 26:17–25. С. 811
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII.
    С. 732

На Тайной Вечери Христос Сам приобщился для учеников

И Сам пил из Чаши для того, чтобы ученики, услыша это, не сказали: что такое, мы пьем кровь и едим плоть? — и от того не смутились. (Ведь, когда Христос говорил об этом, то и самыми словами многие соблазнялись.) Итак, чтобы ученики и тогда не смутились, Он Сам, первый, совершил это, побуждая их приступить к приобщению Таин без смущения. С этой-то целью Он и пил Сам собственную кровь.

(I, 624)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXXII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 26:26–35. С. 821
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII.
    С. 739

Молитва до и после Тайной Вечери

И воспевше изыдоша в гору Елеонскую (Мф. 26:30). Да слышат все те, которые, подобно свиньям, принимая пищу без молитвы, попирают чувственную трапезу и встают от нее опьянелыми, тогда как должно оканчивать ее с благодарностью и пением… Христос возблагодарил прежде, нежели предложил трапезу ученикам, чтобы и мы благодарили. Возблагодарил и воспел и после трапезы, чтобы и мы делали то же самое.

(I, 625)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXXII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 26:26–35. С. 822
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII.
    С. 740

Мечи у Апостолов после Вечери

Откуда были мечи у апостолов? — Они шли прямо с Вечери, после трапезы; вероятно, поэтому, что для агнца были и ножи; когда же они услышали, что на Иисуса будет сделано нападение, то и взяли с собою эти ножи для защиты своего Учителя: но это они сделали только по своей воле.

(I, 633)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXXIV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 26:51–66. С. 837
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII.
    С. 751