Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Вдовство не позор, а венец

Название вдовства, по-видимому, есть название несчастья, но на самом деле оно не таково, а есть достоинство, честь и величайшая слава, — не позор, а венец. Хотя вдова не имеет сожителем своим мужа, но она имеет сожителем Христа, отстраняющего все приходящие бедствия. При случающихся обидах вдове достаточно — войти, преклонить колено, тяжко вздохнуть и пролить слезы, чтобы отстранить всякий навет обидчиков; оружие вдовы — это слезы, воздыхания и непрестанные молитвы; этим она может отразить не только обиду человеческую, но и нападения бесовские. Вдова освободилась от дел житейских и уже идет к небу, и то усердие и служение, которое она оказывала мужу, может употребить на дела духовные… Ты желаешь знать, что такое вдова? Как она почтенна пред Богом и угодна Ему, как избавляет и примиряет людей с Богом, как осужденных и ненавистных Богу делает чище солнечных лучей и дает им великое дерзновение? Послушай самого Бога, который говорит иудеям: егда прострете руки ваша ко Мне, отвращу очи Мои от вас, и аще умножите моление, не услышу вас; руки бо ваша исполнены крове (Ис. 1:15). И, однако, с этими преступными и бесчестными Он обещает примириться, если они станут помогать переносящим несправедливость вдовицам. После того, как сказал: отвращу очи мои и — не услышу, Он говорит: судите сиру и оправдите вдовицу и приидите, и истяжимся: и аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю (ср.: Ис. 1:17‒18). Видишь ли, какую силу имеет вдовица, где она оказывает свое заступление, не пред начальником и царем земным, но пред самим Царем Небесным? Какой она может прекратить гнев, — примирить Владыку с неизлечимо больными, избавить от невыносимого наказания душу, покрытую грязью грехов, омыть от них и довести до высшей чистоты? Поэтому, не будем презирать вдовствующей жены, но будем оказывать ей всякое попечение. Истинная вдовица есть наша заступница.

(II, 22 )
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания. Беседа на слова: Вдовица же да причитается не меньши лет шестидесятих (1 Тим. 5:9), и о воспитании детей, и о милостыне
    С. 331, 332
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III. С. 322

Объяснение причин Вдовства

[Беседа VI]. Почему плачешь ты о сыне, почему о муже? О первом, говоришь, потому, что он не принес мне ожидаемой радости, а о втором потому, что я надеялась долее делить с ним радости. Но не дело ли крайнего неверия думать, что муж или сын защитят тебя, а не Бог? Как тебе не придет на мысль, что ты этим оскорбляешь Бога? Для того, ведь, Он часто и отнимает их, чтобы ты не была привязана к ним до такой степени, чтобы на них единственно возлагать свои надежды. Бог ревнив и хочет, чтобы мы более всего любили Его, и это происходит из того, что Он весьма любит нас. Вы, ведь, знаете, что таково свойство пламенно любящих: они крайне ревнивы и скорее согласны потерять жизнь, нежели видеть торжество своих соперников. Поэтому Бог и отнял его, — именно по этим причинам. В самом деле, почему, скажи мне, в древности не было преждевременного ни вдовства, ни сиротства? Почему Аврааму и Исааку Бог позволил жить долгое время? Конечно, потому, что Авраам еще когда жил Исаак, предпочел ему Бога. Бог сказал: заколи, и он заколол. Тогда никто не навлекал на себя гнева Божия ни любовью к мужу, ни любовью к жене, ни заботливостью о сыне. Ныне же, так как мы пристрастны к земному и глубоко пали, и мужья больше любят жен, нежели Бога, а жены больше почитают мужей, нежели Бога, то Он против воли нашей хочет заставить нас любить Себя. Не люби мужа больше, чем Бога, и никогда не испытаешь вдовства, а хотя бы оно и постигло тебя, не почувствуешь его тяжести. Почему? Потому, что покровителем ты имеешь Бессмертного, более любящего тебя… Но после смерти отца дети становятся не столь знаменитыми? Почему же? Бога имеют отцом, — и становятся менее знаменитыми? Сколько укажу тебе воспитанных вдовами и приобретших известность! Сколько, напротив, таких, которые воспитались при отцах и между тем погибли! Если ты с юных лет будешь воспитывать их, как должно воспитывать, то это для них будет гораздо благодетельнее, нежели если бы они пользовались покровительством отца.

(II, 1258)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам)
    С. 525, 527
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 431