
Утешение

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный
Утешение матери, скорбящей паче меры при болезни дочери: и для малых детей нужны страдания
175. Слышу, Вы скорбите паче меры, видя страдания болящей дочери. Действительно, по-человечески нельзя не скорбеть матери, видя дочь свою малютку в таких страданиях, и страждущую день и ночь. Несмотря на это, Вы должны помнить, что Вы — христианка, верующая в будущую жизнь и будущее блаженное воздаяние не только за труды, но и за страдания произвольные и невольные; и потому, не должны нерассудно малодушествовать и скорбеть паче меры, подобно язычникам, или людям неверующим, кои не признают ни будущего вечного блаженства, ни будущего вечного мучения. Как ни велики невольныя страдания дочери Вашей малютки С., но все-таки они не могут сравниться с произвольными страданиями мучеников; если же равняются, то она и равное с ними получит блаженное состояние в райских селениях. Впрочем, не должно забывать и мудреного настоящего времени, в которое и малые дети получают душевное повреждение от того, что видят, и от того, что слышат; и потому требуется очищение, которое без страданий не бывает; очищение же душевное, по большей части, бывает чрез страдания телесные. Положим, и не было никакого душевного повреждения. Но все-таки должно знать, что райское блаженство никому не даруется без страданий. Посмотрите, и самые грудные младенцы без болезни ли и страданий переходят в будущую жизнь? Впрочем, пишу так не потому, что желал бы я смерти страждущей малютке С.; но пишу все это собственно для утешения Вас, и для правильного вразумления и действительного убеждения, чтобы Вы нерассудно и паче меры не скорбели. Как ни любите Вы дочь свою, но знайте, что более Вас любит ее Всеблагий Господь наш, всяким образом промышляющий о спасении нашем… Поэтому постарайтесь умерить скорбь Вашу о болящей дочери, возвергая печаль сию на Господа: якоже хочет и благоизволит, тако и сотворит с нами по благости Своей. Советую Вам приобщать болящую дочь с предварительной исповедью.
-
Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
Вып. III. Письма к мирским особам
С. 173‒174

Георгий, затворник Задонский
Утешение всех смиренных сердцем— Сам Господь
- Ни о чем столько утешаться не можем, как о Господе благой мыслью. Небесный Царь и Отец сирых неизреченно радует и веселит во всяком смирении простосердечных; одно только нужно сохранить, да не вознесется сердце мое, и да научится самоизвольно презирать себя и быть ниже всех; быть совершенно нищу духом, так, как сегодня родился и ничего не знаю кроме Бога и Его милости… Смирение — высота неизреченная! Смиренную душу Сам Бог вознесет, и кто имеет укорить?
-
Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
Ч. 2
С. 347

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный
Есть невинные Утешения, но пользоваться ими умеренно, не прилепляясь к ним душой
1. Мы жаждем и ищем блаженства на земле, где его нет, а не на небе, где оно пребывает во веки… Вы скажете: есть много и на земле невинных удовольствий, коими Сам Бог пользоваться не запрещает, например, Сам Бог дал вино, веселящее сердце человека, или открыл людям искусство играть на псалтири, гуслях, органе, тимпане и на многих других музыкальных инструментах; Сам научил составлять лики и ликования; Сам окружил нас поющими птицами, как бы призывающими нас к радости и блаженству; Сам распростер пред нашими глазами величественное зрелище природы, в коей повсюду видим радость и счастие тварей, как бы зовущих и нас к сорадованию. Так, есть, по благости Божией, некоторые невинные утешения и в этом мире, оставленные нам, уязвленным смертным жалом, для облегчения нашего страннического пути, наших скорбей и печалей; но этими утешениями надо пользоваться весьма умеренно и отнюдь не прилепляться к ним, а стремиться к обещанному блаженству наипаче тесным путем труда, бдения, молитвы, воздержания, чистоты и всякой добродетели, в коей невозможно преуспеть без великих скорбей и искушений.
-
Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
Т. 1. Проповеди
С. 150, 151

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный
Утешение скорбящих долг наш, да их ради помилует нас Господь
1. Да утешит Вас Воскресший Иисус, якоже тогда рек Магдалине и прочим женам, ищущим Его: «радуйтеся». Утешайте и Вы желающих получить от Вас слово утешения в своих скорбях душевных, аще и сами немощны. Просите Бога, да пóслет слово Свое, по вере и на пользу требующих, а не отриньте печальной души. Мы все подвержены переменам и имеем нужду в рассуждении и подкреплении других.
Ежели будем уклоняться своим недостоинством, то вспомним, что Бог и недостойными действует, даже и бессловесными. Токмо блюдем, да не тщеславия ради глаголем, а укоряя себя и зазирая, и прося Бога, да негли [может быть] пользы ради ближних и молитвами их помилует и меня Господь Бог.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 1. Письма к монашествующим
С. 1
Утешения духовные не прочны без креста
- Не полагайся на утешения духовные, они не прочны без креста; отвергай их рукой смирения, недостойной себя почитая оных.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 2. Письма к монашествующим
С. 178