Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Спасение Устами от произнесения слов истины, любви и доброжелательства, и напротив, более погибающих от злых слов, чем от дел

32. Усты же исповедуется во спасение (Рим. 10:10). В первыя времена христианства, когда от язычников было сильное гонение на христиан, слова эти имели одно значение, а именно: язычники отыскивали всюду верующих во Христа и принуждали их к отречению от Христа, и те, кои не отрекались, а твердо исповедовали веру во Христа, получали не только готовое спасение, но и мученические венцы, и доныне Церковью прославляются. Теперь же, когда времена мученичества давно миновали, апостольские слова: усты же исповедуется во спасение, имеют иное значение, а именно: кто словом и делом проповедует истину, любовь и милость, и доброжелательство к ближним, и подобное, тот ясно исповедует пред всеми свое спасение. Напротив, из чьих уст исходят слова зависти, слова гнева и памятозлобия, лжи и клеветы, осуждения и уничижения ближних, тот ясно исповедует пред всеми не свое спасение, а противное. Святой Златоуст в одной беседе, рассуждая о злополучной участи Семея, который от зависти порицал святого Давида, говорит, что более погибающих «от злых слов, нежели от злых дел», ибо немногие считают нужным приносить покаяние в произнесенных словах. Беде такой мы подвергаемся чрез недостаток любви и доброжелательства к ближним, и прежде всего — чрез недостаток смирения, на коем зиждется любовь.

(X, 344)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 43–44
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Хранение Уст для взаимного мира

172. Токмо то напомнить, чтобы хранили свою совесть, друг против друга, в словах; а то из каких-нибудь пустых и ничтожных возражений, сохрани Боже, опять западет немирных дух; та беда, что все правы, и одна другой умнее, а дуры нет.

(X, 145)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 448