Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Мысль о своих недостатках, если ведет к ложному стыду, Унынию и отчаянию, несовместима с хвалой Богу

Когда мы говорим о Боге Славы, о воле Его, законе Его, тогда нам должно совершенно забыть о собственной славе и совершенно погрузиться в созерцание Славы Божией или Премудрой, Всеблагой воли Его; мы не должны тогда думать о своих недостатках, кои диавол вводит в сознание наше и в чувство наше для того, чтобы уронить нас в собственных наших глазах, повергнуть нас в ложный стыд, уныние и отчаяние. Надо помнить, что нет совершенства на земле ни в чем, равно как и в славе: отчасти бо разумеваем и отчасти пророчествуем (проповедуем) (1 Кор. 13:9). И кто стыдится и краснеет за свое несовершенство, тот стыдится призрака, представляющегося ему в его собственном воображении, тот горд мнимыми своими совершенствами.

(X, 1018)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 527
Леонид (в схиме Лев), иеросхимонах Оптинский, преподобный

Леонид (в схиме Лев), иеросхимонах Оптинский, преподобный

Уныние преследует всех, но кто всецело предался воле Божией, тот свободен от него

— Как избавиться от угнетения духа уныния?

— Вероятно, ты увлекаешься к нему собственной волей. Если оставишь самораспоряжение, будешь начинать всякое дело с благословением Божиим, то с благословением пожнешь мир душевный и прочие плоды Святого Духа. Если оставишь совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать тягостного мрака уныния. Свирепейшие волны страстей утихнут; на их месте возникнут: ясность мыслей, тишина помыслов, кротость духа, нелестный мир, кои приосенят тебя и водворятся в душе твоей… Уныние преследует всех; даже в великих людях уничтожает спасительные плоды трезвения… Но кто себя отвергся с упованием на Бога, о чем когда будет унывать? В таковом врагу оскудеша оружия в конец (Пс. 9:7).

(X, 661)
Источники:
  • Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). - Москва : Козел. Введен. Оптина пустынь, 1876.
    Приложения. Вопросы ученика и ответы Старца
    С. 200