Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Умалишение — из зол и бедствий легчайшее

390. Пишешь о своем брате, который страдает душевной болезнью подозрения, будто бы тайная полиция всюду и через всех его преследует, так что он подозревает самых близких ему людей в злоумышлении и сообщении с тайной полицией… Ты боишься, что он помешается в уме. Но это из зол и бедствий легчайшее. В этом положении, по крайней мере, сохранена будет его жизнь, если он будет находиться в заведении умалишенных, и что человек в помешательстве не отвечает уже за то, чтό в таком положении делает. Разумеется, за прежнее не может быть безответен.

(X, 463)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 107
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Болезнь душевная, Умалишение, в порядке любви Божией имеют цель — спасение духа

При отпевании N. Какое утешение человеку может подать вера наша в случаях беснования и смерти от него? Каким лучем веры освятим мы это ужасное явление в жизни человека? Бог есть Сущая Благость, Бесконечное Добро, Бесконечная Любовь. Отчего же попускаются Богом на людей такие ужасные бедствия? Отчего человек предается духу злобы, который сокрушает его и доводит до смерти? На это отвечает богодухновенный Апостол: да дух спасется, — чтобы душа спаслась. Во времена Апостола был один грешник между христианами, коего, в страх прочим, для уцеломудрения прочих верующих, Апостол осудил предать сатане во измождение плоти, да дух спасется (ср.: 1 Кор. 5:5), и — предал; а потом, когда дух злобы в довольной мере измучил его, и он вразумился, Апостол помиловал его. Вот луч света, который проливает вера на эти ужасные случаи. Но неужели, скажете, он был такой великий грешник, что нужно было предать его сатане? Не грешнее нас, конечно, братие, но не всегда Бог и наказывает в этой жизни; но его же любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет (Евр. 12:6).

(X, 931)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 3. Проповеди
    С. 432