Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Полезно терпеть Укоризны и проборы

  1. Ты скорбишь, что тебя пробирают; а я за тебя радуюсь. Еслиб ты знала, как это полезно ко спасению, особенно страстным… А Господу подражать зело хорошо…
(X, 624)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 51
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Укоризны — лечебный пластырь от гордости

  1. Скорби суть порождения худых наших устроений; помни же, что ты имеешь нужду в людях, а не они в тебе, — и чрез сие будешь смиреннее и терпеливее; и чтó тебе кажется не так в них, то это не твое дело судить, а ищи своего спасения. Укоризны принимай, яко посланный от Господа лечебный пластырь, для очищения твоего и для исцеления от гордости.
(X, 211)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 446–447

Укоры ближних — указание наших недостатков

  1. Да познаем немощь нашу во всем, а никого не укоряем, не обвиняем, когда чтó и видим противное от ближних, то они суть орудие промысла Божия, коими Бог действует в деле нашего спасения. Мы же так слепы, что и сотой части не видим наших недостатков: а они видят ясно и зорко, и более нам благодетельствуют, нежели уязвляют.
(X, 112)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 62

Укорять себя и прошлым

52. Не видя в себе в настоящее время грубых поползновений, укоряйте себя за прошедшее — чем бы только смирить себя.

(X, 121)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 120

Укоризны терпеть от всякого человека

  1. Укоризны и досады повелел Бог терпеть от всякого человека, от кого Он попустит нам оным; а ты делаешь разбор: что они ниже нас, они грубы; а они, может быть, пред Богом велики. Вижу, ты и понятия не имеешь о духовной жизни, что тàк считаешь других. Здесь нет ни дворян, ни купцов, ни крестьян, а все о Христе братия и сестры, и последний будет первый, а первый последний (см.: Лк. 13:30).
(X, 38)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 309

Нервность от Укоризн — болезнь душевная, нужно готовиться к ним без смущения

241. Ты пишешь, что имеешь расслабление нервов, и всякое слово тебя расстраивает, а при том находит и тоска. — Мужайся, и да крепится сердце твое (Пс. 26:14); старайся принимать с благодушием слова сестер, и приготовляй себя к тому по Писанию: уготовихся и не смутихся (Пс. 118:60). Ведь, это то же болезнь душевная, а она исцеляется противными. Да даст тебе Господь здравие душевное и телесное! Бог тебя утешает и ограждает, обеспечивает в житейских потребностях; надобно же что-нибудь принять и скорбное, служащее ко спасению; другия борятся с нищетой, иные страстьми недугуют, или другого рода скорби несут; путь же к Царствию Небесному тернист и тесен.

(X, 204)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 361–362