Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Уединение, тишина, безмолвие — в отношении к вечности

Кто не любит уединения, безмолвия, тишины, тот не может наблюдать своего сердца, мыслей, слов, разговоров, и, потому, произвольно уклоняется от Царствия Небесного, и увлекается в прелесть древней злобы. Следственно, таковые внутренним словом не пользуются.

(X, 673)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 1
    С. 77

Уединение в бездну сердца своего

  1. Припомни слово Великого Арсения: всех люби и от всех беги. Не можно быть вкупе с человеками и с Богом: между человеками многая молва, всякая ложь и неправда, кои много удаляют от Бога. «Беги от человек, да спасешися». Но куда же мне бежать? Не знаю… или погрузиться в бездну сердца моего, и там безмолвствовать.
(X, 710)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 2
    С. 467
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

При пылком характере опасно уединение, необходимо общение «для убодания себя»

216. Необщительная твоя жизнь тебе наводит внутреннюю тоску и скуку… При твоем пылком, веселом характере, весьма опасна необщительная жизнь, не говорю, что ко всем ходить без разбору, но надобно иметь куда-нибудь выход в келию или в две, для малого рассеяния, а то ты совсем повредишься. Не говорю, чтобы иметь частые и большие рассеянности, но изредка ходить к благомыслящим. Ты сохранишься, сидя в келии, от видения, слуха и глаголания, но запасешься мнением о себе и безотрадным чувством; никак не познáешь своей немощи. Положим, ты пала языком, слухом и видением; но это тебя должно смирять и подать повод к покаянию и познанию своей немощи. Безмолвное твое пребывание еще не твоей меры; «юности полезно и поползновение, — пишет старец Василий, — ко убоданию себя».

(X, 81)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 359–360