Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Учение без смирения, что на одной ноге хождение, с претыканием

102. Приветствую празднственным поздравлением (Рождество Христово) всех детей Ваших, и особенно — Питерского С. <…> Смиривыйся до рабия зрака Сын Божий да поможет ему не только хорошо учиться, но и хорошо смиряться. Если же только хорошо учиться, да и при этом нерассудно гордиться, — дело никуда не годится. Одно хорошее учение без смирения — точно на одной ноге хождение. Хотя хромые ходят и на одной ноге с помощью костыля, да такое уж и хождение; мало того, что с большой нуждой ходят, но часто и претыкаются, и восприемлют нередко болезненные язвы… Кто желает быть всегда мирен и спокоен душой, тот всячески должен смиряться. Без смирения невозможно иметь успокоения.

(X, 538)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 125‒126
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Учение делами важнее, чем словами

Учение делами гораздо убедительнее и достовернее, чем учение словами. Таковый и молча, и оставаясь невидимым, может учить, одних тем, что смотрят на него, других тем, что слышат о нем, и великое будет иметь он благоволение от Бога за тό, прославляя Господа не только сам по себе, но и чрез взирающих на него. Таковой тысячью языков и многими устами будет возносить благодарения и песнословия Богу всяческих, потому что не только близкие к нему и свидетели его жизни будут дивиться ему и его Господу, но и не знающие его лично, а только слышавшие о нем от других, и живущие весьма далеко, не только друзья, но и враги, будут чтить высокую его добродетель. Сила добродетели в том, что она и врагам своим заграждает уста и обуздывает язык. И как слабые глазами не осмеливаются взглянуть на солнечные лучи, так и порок никогда не может воззреть на добродетель, но удалится, предастся бегству и признает себя побежденным.

(I, 42)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XIII. С. 108
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 110
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Ученые по гордости бывают слепы душой неисцельно

Духовной слепотой болят <…> и люди ученые, даже высоко ученые, по мнению света… Такой слепоте часто нет и исцеления: ибо ученые слепцы бывают заражены неисцельной гордостью, не допускающею, чтобы кто-либо правильнее их мог говорить о том, что они утверждают.

(X, 921)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 719, 720
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

В обучении языкам и наукам нет ничего дурного

На вопрос мой к о. Серафиму: учить ли детей языкам и прочим наукам? он отвечал: что же худого знать что-нибудь? Я же грешный подумал по-мирскому, что нужно ему самому быть ученым, чтобы отвечать на это, и тотчас же услышал от прозорливого Старца обличение: где мне, младенцу, отвечать на это против твоего разума! Спроси кого поумнее.

(X, 750)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Житие преподобного Серафима Саровского
    С. 271–272