Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Тоска и безотчетная печаль — крест духовный, читать письма Златоуста к Олимпиаде из заточения

119. На днях видел я во сне покойного батюшку (отца Макария), и он наскоро приказал мне приготовить письмо против тоски. — И во сне, и проснувшись, думал я об этом. Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия, или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, коими испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верой и надеждой мы часто бываем скудны, от того и томимся. — Рассмотрите хорошенько, нет ли к тому причин земных (что отягощает тоска) и не оскудевает ли в вас вера и упование на всеблагий Промысл Божий? Апостол сказал: верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но со искушением сотворит и избытие (ср.: 1 Кор. 10:13), то есть избавление от скорби и искушения. Если таких причин не найдете за собой, то потерпите эту печаль и томление тоски, как крест духовный, и получите милость Божию и благовременное утешение по воле Божией, а не по нашим соображениям. В помощь избавления от безотчетной печали советую Вам прочесть письма святого Златоуста к Олимпиаде. При внимательном чтении этих писем, Вы увидите, что 1) печаль и тоска бывает смешанная, происходящая по ухищрению вражию, от мнимоблагих причин; 2) увидите, как зловредна и душевредна такая печаль, что угодник Божий, вопреки общего обычая святых, вынужден был хвалить и ублажать свою ученицу, чтобы каким бы то ни было образом разогнать мрак душевредной печали и исхитить оную из сетей коварного врага; и для сего употребил труд усиленный, несмотря на свое заточение, и крайнюю болезнь телесную, и другие неудобства. Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную.

(X, 552)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 138‒139

Тоска — от неудобств жизни, когда человек не вполне предается в волю Божию, а дозволяет себе некоторые мнимо благие желания

120. Тоска — это один из нелегких крестов духовных, кои посылаются хотящим спастися, а иногда и не хотящим. Тоска Ваша слагается из неудобств, Вас окружающих и препятствующих исполнению желаемого. Отраду же некоторую в тоске Вашей находите вы при мысли о смерти, ибо тут представляется избытие многих Ваших тягот. Но, если бы мы, как сказано в Отечнике, знали вполне, какое томление несут за гробом не получившие милости Божией, то охотно бы несли всякую здешнюю тяготу внешнюю и внутреннюю. Если о всякой вещи должны молиться Богу: «да будет воля Твоя», то более всего прилично это в отношении нашей жизни, которая нам дана для приобретения вечного спасения. Ежели же кто не вполне располагается или предается в волю Божию, а дозволяет себе некоторые мнимо благие желания, то он, по временам, будет впадать в малодушие и нетерпение, в избежание чего и советует Авва Дорофей мыслить так: «хощу, якоже будет».

(X, 554)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 139‒140
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Безотчетная Тоска — крест невольный

  1. Ты упомянула о безотчетной скорби и тоске; это необходимо нужно и полезно к нашему испытанию. Чем же является наша преданность, вера и любовь к Богу, как не терпением и сего, посланного невольного креста.
(X, 82)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 370

Тоска и грусть — это внутренний крест, восполняющий недостаток подвигов (по Фоме Кемпийскому)

286. Должно веровать, что Бог посылает всякий крест, как внешний, так и внутренний. Ты жалуешься, что тебя снедает тоска и грусть, а это-то и есть внутренний твой духовный крест; разве ты одна только подвержена такому томлению? Как древние, так и нынешние искатели спасения подвергаются таковому испытанию: мрак, томность, безотчетная грусть и тоска; всем сим испытуется любовь наша к Богу: терпим ли великодушно даруемый крест? А между тем, сим самым восполняются недостатки наших деланий и подвигов, и приводит нас к смирению. Возьми мой патеричек, и прочти в конце оного выписки из книги Фомы Кемпийского, — те статьи, на коих поставлены крестики. Верую, Господь подаст тебе утешение.

(X, 206)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 411