Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Театр — порог Церкви с заднего крыльца

  1. N Ваш единственной истинной школой нравственности признает театр… Но от того теперь и появляются люди, подобные вашему N — спорливые, упорные, раздражительные, что они учатся нравственности в театрах. Приходилось слышать, некоторые называют театр порогом Церкви. Пожалуй, с этим можно согласиться, что театр есть порог Церкви, только с заднего крыльца.
(X, 609)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 202–203
Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Присутствие в Театре показало пустоту и мрак в сердцах бывших там

49. Чтобы составить дружескую кампанию, убедительной просьбой приглашали меня некоторые в театр. Быв охотник до таких зрелищ, я согласился. Пришли; началось действие, и все устремились вниманием своим на действующих. Мне что-то не понравилось; я обратился вниманием моим на все собрание, и тотчас мысль внушила мне: разумей истину! Зри и виждь, чем они занимаются! Тогда напал на меня ужас; я видел мысли уклонения сердца каждого во мрак. Священная мысль открывала более и более сердцу моему заблуждение народа в забавах его. Тут-то мне явилось то, чего телесные глаза видеть не могут. Едва удерживался от слез; пала на сердце жалость к народу. И так хотел уйти. Но, чтобы не обратить на себя взоров публики, с великим терпением дождался времени окончания, и с тех пор ни в каком подобном общем собрании более не бывал.

(X, 696)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 2
    С. 333
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Отношение к театру

Если зрелище не производит на тебя никакого впечатления, то тем большего ты достоин осуждения за то, что служишь соблазном для других, поощряя такие зрелища; оскверняешь свой взор, а со взором и душу.

(I, 370)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА VII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 2:4–10. С. 79
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 80
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Театр и сон гибельный от него

Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой. Воздремашася вся и спаху (Мф. 25:5); между прочим, этот гибельный сон производит в людях и театр.

 

(X, 1007)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 2
    С. 487
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Детей не пускать в Театр

  1. Касательно театров, — теперь можно отклонять от них детей Ваших; по юности их для них непонятно н неполезно; а впоследствии, когда войдут в сообщество, нельзя от этого удержать, но пока теперь не допускать по раннему их возрасту.
(X, 293)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 439