Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Молитва святителю Спиридону в затруднениях при продаже имущества

  1. Пишешь о затруднительном положении брата твоего. Пусть он и невеста поусерднее и с верой прибегают к святому Спиридону, чтобы, за его святыми молитвами, Господь помог им продать имение за настоящую цену. Были не так давно примеры, что прибегающие к святому Спиридону, по его молитвам, выходили из затруднительного положения, когда их прижимали, и хотели купить за дешевую цену. Являлись неожиданные покупатели и покупали дома или имения за настоящую цену.
(X, 475)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 128

При жизни Господь смотрительно и в Святых оставляет недостатки

  1. На тебя нехорошо влияют резкие слова таких лиц, кои, по твоему мнению, говорить бы должны иначе. Святой Иоанн Лествичник пишет, что Господь промыслительно иногда оставляет и в духовных людях некоторые недостатки, чтобы чрез это приводить их к смирению.
(X, 505)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 56
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Ходатайство Святых может помочь нам только при нашем рачении к добру

Когда мы сами заслуживаем, тогда и предстательство праведных приносит нам большую пользу. Напротив, если сами мы нерадим, а всю надежду спасения нашего возлагаем на них одних (праведных), тогда нам не будет от этого лучше, не потому, чтобы праведники были бессильны, а потому, что мы собственным нерадением губим себя. И чтобы ты знал, что, когда мы сами нерадим, то, хотя бы праведники или пророки были нашими заступниками, нам от того не бывает никакой пользы (их добродетель обнаруживается, конечно, и в этом случае, но нам от того не будет никакой пользы по причине собственной нашей худой жизни), вот, послушай, как Бог всяческих говорит к освященному от чрева (матери) пророку Иеремии: ты же не молися о людех сих, яко не услышу тя (ср.: Иер. 7:16)… Зная это, возлюбленные, будем, конечно, прибегать к ходатайству святых и просить, чтобы они молились о нас, но не будем надеяться только на их ходатайство, а и сами будем надлежащим образом исполнять наши обязанности и позаботимся о своем исправлении, чтобы ходатайства (святых) за нас не лишались своей силы.

(I, 232)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XLIV. С. 491
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 407

Образ Святых, напечатленный в душе, делает ее здоровою и чистою

Живописцы, желая написать портрет, сходный (с подлинником), сидят обыкновенно день, два и три пред теми, с кого хотят писать, чтобы при помощи продолжительного наблюдения сделать изображение безошибочно верным. А так как и нам предстоит теперь живописать не изображение телесного вида, но красоту души и благообразие духа, то и мы хотим, чтобы сегодня сидел пред вами Давид, и чтобы все вы, смотря на него, изобразили каждый на своей душе прекрасный вид праведника, его кротость и скромность, великодушие и все другие добродетели. Ведь, если изображения тела доставляют зрителям удовольствие, то тем более изображения души. Тех изображений нельзя видеть везде, а нужно оставаться постоянно на одном месте, а образ души беспрепятственно можно переносить, куда тебе будет угодно. Положив его в сокровищнице души, ты постоянно, где ни будешь, можешь смотреть на него и получать от него великую пользу. И как больные глазами, держа губки и лоскутья от одежд зеленого цвета и постоянно смотря на них, получают от этого цвета некоторое облегчение болезни, так и ты, если будешь иметь пред глазами своими образ Давида и постоянно смотреть на него, то, хотя бы гнев тысячу раз возмущал и помрачал око твоего ума, ты, взирая на этот образ добродетели, сохранишь совершенное здоровье и чистоту души.

(I, 330)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Три беседы о Давиде и Сауле
    БЕСЕДА III. С. 857
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 697

Уважение к Святым, хотя бы и презираемым

Блюдите, да не презрите единаго от малых сих (Мф. 8:10). Малыми Господь называет здесь не тех, которые в самом деле малы; но тех, которых многие почитают таковыми, то есть, бедных, презираемых и незнатных. Как можно назвать малым того, кто дороже целого мира? Того, кто друг Богу? Спаситель называет малыми тех, которые были таковы во мнении людей. Он не говорит — многих, но — единаго. Как удаление от злых, так и почитание добрых доставляет великую пользу; и человек внимательный двояким образом предохраняет себя от зла, — удаляясь от содружества с людьми соблазняющими, и отдавая уважение и честь мужам святым.

(I, 555)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LIX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 18:7–14. С. 611
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 579

Праздник Святых оживляет христианина

Не столько пристани пловцов, сколько праздники святых имеют свойство оживлять верующих. Тех пристани избавляют от нападения морских волн и долговременного плавания; участвующих же в торжестве мучеников, воспоминание о святых, обыкновенно, избавляет от смятения в душе, происходящего от злых и нечистых духов и непристойных помыслов. Приходит ли кто сюда отягченный скорбью — хотя бы от домашних дел — он оставляет ее всецело и возвращается отсюда, сделавшись спокойнее и бодрее, не от руля отступая и не весла откладывая, но свергая тяжелое и разнообразное бремя житейских неприятностей и исполняясь в душе великой радостью.

(I, 725)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 243
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 241
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Святые видят наши нужды и слышат молитвы, ибо их чистое сердце есть дальнозоркое око, а соединяясь с Богом, Солнцем мира, они в Нем видят все

Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы? Сделаем сравнение. Пусть вы переселены на солнце и — соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле. В этих лучах вы видите также землю; но вы так малы в отношении к солнцу, что составляете только как бы один луч, а этих лучей в нем бесконечно много. По тождеству с солнцем этот луч участвует тесно в освещении солнцем всего мира. Так и душа святая, соединясь с Богом, как с духовным солнцем, видит чрез посредство своего духовного солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся… Святые — то же в духовном мире, что лучи солнечные в мире вещественном. Бог — вечное, животворящее Солнце, а святые — лучи умного Солнца. Как очи Господни постоянно призирают на землю и на земнородных, так и очи святых не могут не обращаться туда, куда обращен промыслительный взор Господа твари и где их сокровище (тела их, дела их, места священные, лица им преданные). Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6:21)… Сердце — око существа человеческого; чем оно чище, тем быстрее, дальше и яснее видит. Но у Святых Божиих это око душевное еще при жизни доведено до возможной для человека чистоты, а по смерти их, когда они соединились с Богом, — оно благодатью Бога стало еще светлее и обширнее в пределах своего зрения. Потому-то Святые видят весьма ясно, широко и далеко; видят наши духовные нужды; видят и слышат всех призывающих их от всего сердца, то есть тех, коих умные очи прямо устремлены к ним и не омрачаются, не затмеваются во время устремления сомнением и маловерием, когда очи сердца молящихся совпадают, так сказать, с очами призываемых. Здесь таинственное зрение! Опытный понимает, что говорится. Поэтому, как легко иметь сообщение со святыми! Надобно только очистить зрение сердца, устремить его твердо к известному святому, просить о нужном, и будет.

(X, 934)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 1
    С. 62, 114, 115
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

При смирении своем, Святые считали себя худшими всех

  1. Мы видим подвижников благочестия, святых мужей, считавших себя под всей тварью и хуждше всех, и нас тому же учащих, чтобы считать себя таковыми; а это от того, что они стяжали залог смирения в сердце своем, то и делаемые ими добродетели не считали великими, а как возделание земли и посев, могущий с помощью Божией принести со временем плоды безстрастия.
(X, 292)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 438
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Преподобный Серафим обещал и по смерти помогать прибегающим к нему

— Когда меня не станет, — говорил любвеобильный о. Серафим своим благоговейным почитателям, — вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите, — и чем чаще, тем лучше. Все, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, и чем бы ни скорбели, придите ко мне, да все горе с собой-то принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому все и расскажите, и услышу я вас, вся скорбь ваша отлетит и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду во веки.

(X, 771)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни
    С. 416–417

Величие духовного образа преподобного Серафима Саровского Чудотворца

Чтобы понять всю силу приведенных слов о. Серафима, нужно знать, какие плоды духовные приобрел он чрез свое подвижничество. Это — совершенное знание Писания и творений отеческих, — знание, усвоенное и памятью, и умом, и сердцем великого подвижника. На каждый вопрос у него был ответ или словами Писания, или изречением отца и учителя Церкви. Это, далее, собранность ума, сосредоточение всех мыслей, желаний и чаяний в едином на потребу, этот, никакими земными и мирскими препятствиями не стесняемый, свободный полет мысли к небесам, и всецелое обращение сердца к Богу в молитве, представляющий в жизни великих подвижников нечто подобное быстродвижности Ангелов, кои, по слову Спасителя, и охраняют младенцев, и, в то же время, видят лице Отца Небесного, чтобы принести Ему молитву за них против обидчиков и соблазнителей. Это — совершенное знание человеческого сердца, всех его изгибов, знание начала и хода страстей и способов борьбы с ними. Подвижники в уединении пустынь, глубоко изучали природу человека, и творения их изобилуют, как известно, самыми точными и тонкими наблюдениями и замечаниями о разнообразных движениях сердца человеческого, в коем могут бушевать и быть утишаемы бури, сильнейшие бурь морских. Это — способность быстрого проникновения в душу, жаждущую помощи, это свободное духовное общение с людьми, живущими на дальних расстояниях. Это — прозрение в будущие судьбы как частных людей, так и целого народа. Это — владычество над бессловесными тварями, когда, например, свирепый медведь кротче агнца лежит у ног подвижника и повинуется, как верный и преданный слуга, его слову и мановению. Это — всегда жизнерадостное настроение строгого подвижника, эта детская простота его речи и обхождения, напоминающая слова Спасителя: если не обратитесь, и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3). Эта — преизбыточествующая ко всем любовь, с коей каждому он говорит «радость моя». Эта — великая сила наставлять на путь истины, вразумлять, утешать, врачевать.

(X, 772)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни
    С. 414–415