Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Свеча — образец для нас, чтобы просвещать омраченных душой

Не для себя самого только должно быть полезным, но и для многих, как показал Христос, назвав нас солью, закваской и светом (см.: Мф. 5:13−15). Эти предметы полезны и благодетельны для других. Так, светильник светит не для себя самого, но для находящихся во мраке: и ты — светильник не для того, чтобы ты один пользовался светом, но, чтобы руководил заблуждшего. Что пользы в светильнике, если он не светит находящемуся во мраке? Что пользы и в христианине, если он никому не полезен, никого не руководит к добродетели? Также соль не себя только поддерживает, но укрепляет и согнивающие тела, не допускает им портиться и погибать. Так точно и ты: если Бог сделал тебя солью духовной, то поддерживай и укрепляй гниющие члены, то есть, беспечных и нерадивых из братий, и избавив их от беспечности, как бы от некоторой гнилости, соедини с прочим телом Церкви. Потому Он назвал тебя и закваской (см.: Мф. 13:33): закваска не себя заквашивает, но прочее смешение, великое и безмерное, хотя сама она мала и незначительна. Так точно и вы: хотя вы и малы числом, но будьте велики и сильны верой и усердием по Богу. Как закваска, несмотря на свою малость, не бывает бессильною, но действует по причине, заключающейся в ней теплоты и свойственной ей силы, так точно и вы можете [очень многих] возбудить к одинаковой с вами ревности, если захотите.

(I, 701)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 167
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 174

Свеча для тела — око, а для души — здравый разум, полагающий свое сокровище на небе

Светильник телу есть око (Мф. 6:22). Смысл слов Христа такой: не закапывай в землю ни золота, ни чего-либо другого тому подобного, потому что сокровище ты собираешь для червя, тли и для воров. Хотя ты и сбережешь его от этих истребителей, но не сохранишь своего сердца от порабощения и прилепления ко всему земному, — потому что, где будет сокровище твое, там будет и сердце твое (см. Мф. 6:20). Напротив, если будет сокровище твое на небе, то не только имеешь ту выгоду, что сподобишься за это небесных почестей, но еще и здесь получишь награду, возносясь на небо, помышляя и заботясь о небесном, так как очевидно, что ты туда же перенесешь и ум свой, куда положишь свое сокровище… Если же сказанное кажется тебе неясным, то выслушай следующее: светильник телу есть око. Аще убо око твое просто будет, все тело твое светло будет; аще же око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тьма есть, то тьма кольми? (ср.: Мф. 6:22−23). Таким образом, Спаситель обращает Свое слово к наглядным примерам. Так как Он упомянул о порабощении и пленении ума, а это для многих было неудобопонятно, то Он Свое учение прилагает к предметам внешним и пред очами находящимся, чтобы по ним могли уразуметь и то, чему подвергается ум. Как бы так говорил Спаситель: если не знаешь, чтó значит повреждение, случающееся с умом, то научись этому из рассмотрения вещей телесных. Что значит глаз для тела, то самое и ум для души. Конечно, ты никогда бы не захотел носить золота, облекаться в шелковые одежды, и вместе быть слепым; но здравие очей предпочел бы всей такой пышности. (Ведь, если лишиться зрения, то никакой не будет для тебя приятности в жизни. Но как при слепоте очей и прочие члены, не пользуясь более светом, очень ослабевают в своей деятельности, так равно и при растлении ума жизнь твоя исполнится бесчисленных зол). Поэтому, как касательно тела мы наиболее заботимся о том, чтобы иметь здоровое зрение, так и касательно души преимущественно должны заботиться о здравии ума. Если ослепим ум, долженствующий доставлять свет и прочим способностям, то чем смотреть будем?

(I, 445)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 6:16–23. С. 237
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 290
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Свеча пред иконой хороша, но с огнем любви в сердце

Ставить свечи пред иконами хорошо. Но лучше, если приносишь Богу в жертву огнь любви к Нему и ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то, и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, — то напрасна и жертва твоя Богу.

(X, 1060)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 772, 773

Не имея возможности принести Господу горящее любовью сердце, можно принести Ему свечу горящую, а Он, богатый в милости, воздаст небесными благами

Признаюсь, я ставлю свечи пред иконами с надеждой восприятия благ духовных от тех святых и всесвятых лиц, кои написаны на иконах, признаюсь в своем духовном корыстолюбии. Впрочем, таков закон взаимности — ожидать дара за дар: в ню же меру мерите, сказано, возмерится и вам (Мф. 7:2). Я человек немощный, плотский, грешный, чем богат, тем и рад; не всегда будучи в состоянии принести моему Господу, или Пречистой Его Матери, или Ангелу Божию, или святому горящее верой и любовью сердце, принесу, по крайней мере, как человек плотской, вещественный; свещу горящую. Да призрит Владыка с небес на малый дар моего усердия и да подаст мне взаимно больше: Он Един богат и обогатяяй всех, а я скуден; Он богат, я нищ и беден; Он во свете Неприступном, я во тьме; я маловерен, да подаст мне дар веры; я нищ любовью, пусть обогатит мое сердце этим бесценным сокровищем небесным; я бессилен для всякого добра, да подаст мне силу. С моей стороны есть желание небесных благ, и есть вещественный залог; да подаст же мне Великодаровитый Господь, молитвами Пречистыя Матери Своея, Ангелов и святых Своих, «вся яже ко спасению прошения».

(X, 1072)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 793, 794

Значение Свеч, горящих пред иконами

Свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Коего они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни, да и самой жизнью своей; означают, что они светильники нам горящие и светящие своей жизнью, своими добродетелями, и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним, и жертву сердечную, из благоговения и благодарности к ним приносимую нами за их ходатайство о нас пред Богом.

(X, 1120)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 6
    С. 251
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Свеча горящая — образ жизни нашей

«На жизнь нашу смотреть надобно, как на свечу, делаемую, обыкновенно, из воска и светильни, и горящую огнем. Воск — это наша вера, светильня — надежда, а огонь — любовь, которая все соединяет вместе, и веру, и надежду, подобно тому, как воск и светильня горят вместе при действии огня. Свеча дурного качества издает смрад при горении своем и угасая: так смрадна в духовном смысле и жизнь грешника пред Богом. А потому, глядя на горящую свечу, особенно, когда стоим в Божием храме, да вспоминаем начало, течение и конец нашей жизни; ибо как тает свеча, зажженная пред ликом Божиим, так, с каждой минутой, умаляется и жизнь наша, приближая нас к концу. Эта мысль поможет нам менее развлекаться в храме, усерднее молиться и стараться, чтобы жизнь наша пред Богом похожа была на свечу из чистого воска, не издающую смрада.

(X, 812)
Источники:
  • Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. С приложением его наставлений и келейного молитвенного правила. — Муром: Типолитография Н. В. Зворыкина, 1893.
    С. 72