
Страсти

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный
Не прикрывать Страсти благородным именем
- В прежнем письме писала ты мне, что имеешь к одному лицу залог несближения… Вперед называй всякую вещь своим именем; проще и прямее сказать, что ты имела залог памятозлобия, доходящий до ненависти. Зачем безобразие страстей прикрывать благовидными именами? Умудряйся во спасение. И прежде всего никого не вини.
-
Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
Вып. I. Письма к монашествующим
С. 65

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный
Борьба со Страстями должна смирять нас и чрез то давать мир
- Из письма твоего вижу жалобу — по-прежнему, то есть, что ты стареешь, а страсти не отходят, даже несмотря на твои почтенные 25 лет. Очень жаль, что ты столько лет прожила на свете и не истребила страстей! Впрочем, и то сказать: что ж бы ты теперь стала делать в свои 25 лет? Чем бы тебя можно было смирить? А то вот теперь, копаясь в этой вонючей навозной куче страстей, не поднимешь высоко бровей. И уж особенно нужно умудриться, чтобы погордиться. Будь же хоть и грешна, но смиренна. И будешь мирна. А на смиренные-то Господь и призирает.
-
Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
С. 129

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный
Отсечь Страсть, которая стала как бы природным членом — рукою
Если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя (Мф. 5:30), то есть не руку тела, а страсть, которая в душе твоей, сделавшаяся как бы рукою твоею, то есть как бы природным членом твоим; это будет для тебя болезненно, как бы распинание на кресте; но зато спасительно и приведет тебя к вечной жизни: ты избавишься от всегубительного яда — греха, от власти диавола, от огня адского.
-
Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
Т. 2. Слова
С. 494
Страсти и уныние отбегают при одной мысли о том, что для нас совершено Христом
О, бесконечно великий Благодетель, Спаситель мой! Когда я воображу бесконечное растление грехами и страстями многоразличными природы моей, и при этом упадет и уныет дух мой, тогда, — лишь я вспомню о Тебе, что Ты пришел обновить растленное грехом естество мое, и моему бесчестию, моей срамоте даровать благородство ангельское, даже выше ангельского, благородство Сына Божия, ради веры в Тебя, ради отрождения водою и Духом и ради причащения Святых Таин Твоих, – дух мой воспрянет мгновенно от уныния, стряхнет с себя бесчестие страстей и весь исполняется благодарностью к Тебе. Слава Тебе, бесконечная Благосте и Сила, Сыне Божий!
-
Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
Кн. 2
С. 408

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный
Юный юному не наставник и вместо дружбы может быть Страсть
- Святые отцы пишут: юный юного не может воспользовать, аще и рéку учений источит. Впрочем, я не отвергаю иметь Вам знакомство; да токмо не учащать друг к другу, а изредка, и когда нужда того потребует, видеться: от духовной любви часто прелагается и в страстную любовь.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 1. Письма к монашествующим
С. 244
Обида от людей — это указание чрез них от Бога на нашу Страсть
- Страсти побеждаются и истребляются при Божией помощи, нашим подвигом тогда, когда нас тронут и покажут нам их; сердце тронется, смутится, а мы думаем, оттого смутилось, что люди нас тронули; но нет, люди только нам показали, повелением Божиим, что страсть в нас лежит, и чтобы мы старались истребить оную: терпением, самоукорением и смирением.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 1. Письма к монашествующим
С. 266
Борьба против той Страсти, какая возникнет
- Возношение и зависть не могут смирить, почему просить об избавлении их не мешает; да и о всех страстях можно просить избавления, а не дерзостно думать, что могу бороться. Это не наше дело дознавать какая страсть нужна, и какая нет; но быть готову, которая возникнет, против той и бороться. Это устроение великих людей, кои допускали страсти и боролись, а мы должны от прилога стараться отсекать помыслы.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 2. Письма к монашествующим
С. 275
Подпасть Страсти не так важно, но грех — пребывать в ней и других за нее обвинять
- Сознаешь себя, что ты скора, дерзка и нетерпелива. Что же это такое? Утвари ли, или монисты, украшающие душу? Нет, это струпы и язвы душевные; надобно попещися о исцелении их; они могут вредить ближним, а себе — еще более. Знаешь врачество оных, сознание себя виновной и самоукорение! Победиться не так важно какой страстью, но пребывать в ней и не обвинять себя за оное, а других ставить причиной; это есть уже отступление правого разума и нерадение об исцелении болезни душевной.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 4. Письма к монахиням
С. 479
Нас беспокоят не люди, а Страсти наши, коих те касаются для напоминания нам об исцелении себя от Страстей
8. Пишешь, что всякое слово, вид и движение, касающееся до тебя, сильно трогает и нарушает твое спокойствие. Так что ж нужно тут делать? Поэтому, чтобы ты не беcпокоилась, надо оградить себя от всех оных случаев, чего сделать невозможно; но ежели бы и можно было сделать так, то это послужило бы к вящему твоему раcстройству и смущению, а не к спокойствию. Страсти твои больше бы в тебе укоренились, и хотя бы никто тебя не трогал, они сами навсегда лишили бы тебя покоя; а это самое, что трогает тебя делаемое тебе противление, есть посылаемое самим Богом врачевание твоему злому нраву и характеру. Ты имей благое произволение к принятию оных лекарств, понудь себя к терпению и проси помощи Божией, то и увидишь, со временем, исцелившейся себя от оных несносных болезней; на тó-то и заповеди нам даны от Бога, чтобы врачевать ими наши страсти и от оных рождающиеся грехи. Когда положишь начало, то, при помощи Божией, смотри за собой: буде оскорбишься за что-либо тебе противное, то обвини себя за то, что оскорбилась, а не того, кто тебя оскорбил; а оного еще благодари, что подал тебе случай видеть свою скверну и попещись об исцелении оной.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 2. Письма к монашествующим
С. 45–46
Страсти — те же скорби
- Читай в книгах святых отцов, что борение страстей нам нужно, и страсти — те же скорби.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 2. Письма к монашествующим
С. 292
Страсти — победить их сами не можем
- Страсти, — эти наши злодеи, — до конца жизни борют нас, не та, так другая; но горе нам, когда возуповаем на себя и подумаем, что можем сами противостать им, а тó, чем стяжевается смирение, презрим.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 3. Письма к монашествующим
С. 349–350
Страсти могут господствовать над нами только при гордости
222. Я хотя и грешен, но молюсь за тебя, а к этому нужна и твоя вера и тщание к противоборству страстям. «Страсти не сменяют одна другую, но все господствуют в тебе»; я это понимаю, что ты имеешь страсти: но страсти не могут нами господствовать, когда мы противляемся им и призываем на них помощь Божию. Укрепляет же на нас страсти и подает им над нами победу наше самолюбие и гордость. Против сих-то наиболее должна ты вооружиться и противляться им, тогда и другие удобно побеждены быть могут. Когда же мы падаем какой-нибудь страстью, то явно предварила оному падению гордость, по слову святого Лествичника. По сему надобно всего больше поучаться смирению.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 3. Письма к монашествующим
С. 518–519
Судить Страсти других можно ошибочно
- Вам живо представляются страсти других. Но кто может испытать внутренние движения сердец их? Многое, кажущееся нам греховным действием, по благому намерению, приемлется от Бога добрым делом; а иное, и в образе добродетели представляющееся, по злому произволению, у Бога отвержено. Оставим дела их на суд Божий, а мы попечемся о себе.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 4. Письма к монахиням
С. 34
Люди, показующие нам Страсти — орудия Божии, нужна брань со Страстями, каковая быстро не может привести к победе, пока не укоренится в нас смирение
397. Пишете, что еще собою недовольны; ничего не исправляетесь, бывают вспышки, — но мы не можем исправиться, когда хотим видеть, что мы исправились; это льстит нашему самолюбию и приводит в гордость; а от оной и падения бывают. Нам надобно видеть свои согрешения, то есть помнить, ежели какие были прежде, и настоящие, хотя и малые. Святой пророк, в молитве своей к Богу вопиял: беззакония мои аз знаю и грех мой предо мною есть выну (ср.: Пс. 50:5)…; и великие люди, святые отцы, при всей своей богоугодной жизни, считали себя ничего не сделавшими, а помышляли быть себя под всей тварью, то есть хуже всех. Это самое смирение укрепляло их в добродетели… Видите, сколько нужно смирения при всех наших добродетелях и исправлениях. А как мы оное приобретем, когда не будем помнить и видеть нашей немощи, и всегда укорять себя, а нe ближнего. Тогда получим и помощь Божию к исполнению воли Его. Пишете, что имеете вспышки и горячо принимаете грубости от Вашей девушки, и говорите eй, чтобы она Вас нe смущала; ухóдите в другую комнату, чтобы не рассердиться. Кажется, это очень слабое предохранение от действия страсти; Вы имеете залог яростной части, то есть раздражительность, которая при неприятных случаях воспаляется и действует. Надобно иметь попечение об исцелении оной; а как исцелить ее? Вы, кажется, мирны, спокойны, когда никто не беспокоит Вас; а страсть внутри лежит; при какой-нибудь противности она воспаляется и действует. Итак, тот, кто нас трогает, только показывает нам оную, дабы мы попеклись об исцелении самоукорением, смирением, снисхождением, милостью; но, ведь, этого нельзя вдруг сделать, а постепенно, при Божией помощи; так надо разуметь и о прочих страстях… Люди же, показующие нам страсти, суть орудия Божии.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
С. 678–680