Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Не прикрывать Страсти благородным именем

  1. В прежнем письме писала ты мне, что имеешь к одному лицу залог несближения… Вперед называй всякую вещь своим именем; проще и прямее сказать, что ты имела залог памятозлобия, доходящий до ненависти. Зачем безобразие страстей прикрывать благовидными именами? Умудряйся во спасение. И прежде всего никого не вини.
(X, 348)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 65
Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Борьба со Страстями должна смирять нас и чрез то давать мир

  1. Из письма твоего вижу жалобу — по-прежнему, то есть, что ты стареешь, а страсти не отходят, даже несмотря на твои почтенные 25 лет. Очень жаль, что ты столько лет прожила на свете и не истребила страстей! Впрочем, и то сказать: что ж бы ты теперь стала делать в свои 25 лет? Чем бы тебя можно было смирить? А то вот теперь, копаясь в этой вонючей навозной куче страстей, не поднимешь высоко бровей. И уж особенно нужно умудриться, чтобы погордиться. Будь же хоть и грешна, но смиренна. И будешь мирна. А на смиренные-то Господь и призирает.
(X, 640)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 129
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Отсечь Страсть, которая стала как бы природным членом — рукою

Если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя (Мф. 5:30), то есть не руку тела, а страсть, которая в душе твоей, сделавшаяся как бы рукою твоею, то есть как бы природным членом твоим; это будет для тебя болезненно, как бы распинание на кресте; но зато спасительно и приведет тебя к вечной жизни: ты избавишься от всегубительного яда — греха, от власти диавола, от огня адского.

(X, 907)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 494

Страсти и уныние отбегают при одной мысли о том, что для нас совершено Христом

О, бесконечно великий Благодетель, Спаситель мой! Когда я воображу бесконечное растление грехами и страстями многоразличными природы моей, и при этом упадет и уныет дух мой, тогда, — лишь я вспомню о Тебе, что Ты пришел обновить растленное грехом естество мое, и моему бесчестию, моей срамоте даровать благородство ангельское, даже выше ангельского, благородство Сына Божия, ради веры в Тебя, ради отрождения водою и Духом и ради причащения Святых Таин Твоих, – дух мой воспрянет мгновенно от уныния, стряхнет с себя бесчестие страстей и весь исполняется благодарностью к Тебе. Слава Тебе, бесконечная Благосте и Сила, Сыне Божий!

(X, 993)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 2
    С. 408
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Юный юному не наставник и вместо дружбы может быть Страсть

  1. Святые отцы пишут: юный юного не может воспользовать, аще и рéку учений источит. Впрочем, я не отвергаю иметь Вам знакомство; да токмо не учащать друг к другу, а изредка, и когда нужда того потребует, видеться: от духовной любви часто прелагается и в страстную любовь.
(X, 27)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 244

Обида от людей — это указание чрез них от Бога на нашу Страсть

  1. Страсти побеждаются и истребляются при Божией помощи, нашим подвигом тогда, когда нас тронут и покажут нам их; сердце тронется, смутится, а мы думаем, оттого смутилось, что люди нас тронули; но нет, люди только нам показали, повелением Божиим, что страсть в нас лежит, и чтобы мы старались истребить оную: терпением, самоукорением и смирением.
(X, 34)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 266

Борьба против той Страсти, какая возникнет

  1. Возношение и зависть не могут смирить, почему просить об избавлении их не мешает; да и о всех страстях можно просить избавления, а не дерзостно думать, что могу бороться. Это не наше дело дознавать какая страсть нужна, и какая нет; но быть готову, которая возникнет, против той и бороться. Это устроение великих людей, кои допускали страсти и боролись, а мы должны от прилога стараться отсекать помыслы.
(X, 75)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 275

Подпасть Страсти не так важно, но грех — пребывать в ней и других за нее обвинять

  1. Сознаешь себя, что ты скора, дерзка и нетерпелива. Что же это такое? Утвари ли, или монисты, украшающие душу? Нет, это струпы и язвы душевные; надобно попещися о исцелении их; они могут вредить ближним, а себе — еще более. Знаешь врачество оных, сознание себя виновной и самоукорение! Победиться не так важно какой страстью, но пребывать в ней и не обвинять себя за оное, а других ставить причиной; это есть уже отступление правого разума и нерадение об исцелении болезни душевной.
(X, 216)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 479

Нас беспокоят не люди, а Страсти наши, коих те касаются для напоминания нам об исцелении себя от Страстей

8. Пишешь, что всякое слово, вид и движение, касающееся до тебя, сильно трогает и нарушает твое спокойствие. Так что ж нужно тут делать? Поэтому, чтобы ты не беcпокоилась, надо оградить себя от всех оных случаев, чего сделать невозможно; но ежели бы и можно было сделать так, то это послужило бы к вящему твоему раcстройству и смущению, а не к спокойствию. Страсти твои больше бы в тебе укоренились, и хотя бы никто тебя не трогал, они сами навсегда лишили бы тебя покоя; а это самое, что трогает тебя делаемое тебе противление, есть посылаемое самим Богом врачевание твоему злому нраву и характеру. Ты имей благое произволение к принятию оных лекарств, понудь себя к терпению и проси помощи Божией, то и увидишь, со временем, исцелившейся себя от оных несносных болезней; на тó-то и заповеди нам даны от Бога, чтобы врачевать ими наши страсти и от оных рождающиеся грехи. Когда положишь начало, то, при помощи Божией, смотри за собой: буде оскорбишься за что-либо тебе противное, то обвини себя за то, что оскорбилась, а не того, кто тебя оскорбил; а оного еще благодари, что подал тебе случай видеть свою скверну и попещись об исцелении оной.

(X, 51)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 45–46

Страсти — те же скорби

  1. Читай в книгах святых отцов, что борение страстей нам нужно, и страсти — те же скорби.
(X, 76)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 292

Страсти — победить их сами не можем

  1. Страсти, — эти наши злодеи, — до конца жизни борют нас, не та, так другая; но горе нам, когда возуповаем на себя и подумаем, что можем сами противостать им, а тó, чем стяжевается смирение, презрим.
(X, 139)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 349–350

Страсти могут господствовать над нами только при гордости

222. Я хотя и грешен, но молюсь за тебя, а к этому нужна и твоя вера и тщание к противоборству страстям. «Страсти не сменяют одна другую, но все господствуют в тебе»; я это понимаю, что ты имеешь страсти: но страсти не могут нами господствовать, когда мы противляемся им и призываем на них помощь Божию. Укрепляет же на нас страсти и подает им над нами победу наше самолюбие и гордость. Против сих-то наиболее должна ты вооружиться и противляться им, тогда и другие удобно побеждены быть могут. Когда же мы падаем какой-нибудь страстью, то явно предварила оному падению гордость, по слову святого Лествичника. По сему надобно всего больше поучаться смирению.

(X, 154)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 518–519

Судить Страсти других можно ошибочно

  1. Вам живо представляются страсти других. Но кто может испытать внутренние движения сердец их? Многое, кажущееся нам греховным действием, по благому намерению, приемлется от Бога добрым делом; а иное, и в образе добродетели представляющееся, по злому произволению, у Бога отвержено. Оставим дела их на суд Божий, а мы попечемся о себе.
(X, 164)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 34

Люди, показующие нам Страсти — орудия Божии, нужна брань со Страстями, каковая быстро не может привести к победе, пока не укоренится в нас смирение

397. Пишете, что еще собою недовольны; ничего не исправляетесь, бывают вспышки, — но мы не можем исправиться, когда хотим видеть, что мы исправились; это льстит нашему самолюбию и приводит в гордость; а от оной и падения бывают. Нам надобно видеть свои согрешения, то есть помнить, ежели какие были прежде, и настоящие, хотя и малые. Святой пророк, в молитве своей к Богу вопиял: беззакония мои аз знаю и грех мой предо мною есть выну (ср.: Пс. 50:5)…; и великие люди, святые отцы, при всей своей богоугодной жизни, считали себя ничего не сделавшими, а помышляли быть себя под всей тварью, то есть хуже всех. Это самое смирение укрепляло их в добродетели… Видите, сколько нужно смирения при всех наших добродетелях и исправлениях. А как мы оное приобретем, когда не будем помнить и видеть нашей немощи, и всегда укорять себя, а нe ближнего. Тогда получим и помощь Божию к исполнению воли Его. Пишете, что имеете вспышки и горячо принимаете грубости от Вашей девушки, и говорите eй, чтобы она Вас нe смущала; ухóдите в другую комнату, чтобы не рассердиться. Кажется, это очень слабое предохранение от действия страсти; Вы имеете залог яростной части, то есть раздражительность, которая при неприятных случаях воспаляется и действует. Надобно иметь попечение об исцелении оной; а как исцелить ее? Вы, кажется, мирны, спокойны, когда никто не беспокоит Вас; а страсть внутри лежит; при какой-нибудь противности она воспаляется и действует. Итак, тот, кто нас трогает, только показывает нам оную, дабы мы попеклись об исцелении самоукорением, смирением, снисхождением, милостью; но, ведь, этого нельзя вдруг сделать, а постепенно, при Божией помощи; так надо разуметь и о прочих страстях… Люди же, показующие нам страсти, суть орудия Божии.

(X, 327)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 678–680