Страшный Суд: благословение праведников и проклятие грешников — смысл этих слов
Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие прежде сложения мира (ср.: Мф. 25:34). С какими благами может сравняться это наименование — благословенные, и притом благословенные от Отца? И за что удостоились они такой чести? Какая тому причина? Взалкахся бо и дасте Ми ясти и проч. (см.: Мф. 25) Сколько чести, сколько блаженства в этих словах? Он не сказал: приимите, но: наследуйте, как свое собственное, как отеческое, как ваше, как от века вам принадлежащее. Прежде, чем вы стали существовать, говорит Он, это уже было для вас уготовано и устроено, так как Я знал, что вы будете таковыми… А осуждаемым говорит: идите от Мене, проклятии, в огнь вечный (Мф.: 25:41), не от Отца, так как не Он проклял их, а собственные их дела, огнь, уготованный не вам, но диаволу и аггелом его. Когда говорил Он о Царствии, то, сказав: приидите, благословеннии, наследуйте Царствие, присовокупил: уготованное вам прежде сложения мира; а говоря об огне, сказал не так, а присовокупил: уготованное диаволу. Я Царство готовил вам, говорит Он, огонь же не вам, но диаволу и аггелом его; но так как вы сами ввергли себя в огонь, то и вините сами себя. И не только в этих, но и в следующих словах Он, как бы в оправдание пред ними Себя, представляет и причины их осуждения: взалкахся бо, и не дасте ми ясти (Мф. 25:42). Если бы даже пришел враг, то не сильны ли бы были страдания его тронуть и преклонить самого немилосердого? Голод, холод, узы, нагота, болезнь, бесприютное блуждание всюду, — и этого довольно к прекращению вражды. Но вы не поступили так и с другом — с другом — Благодетелем и Владыкою. Мы часто трогаемся, видя и пса алчущим, преклоняемся, видя и зверей в нужде; а ты, видя своего Владыку, не преклоняешься? Чем можно извинить это?
(I, 613)