Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Когда враг воздвигает свои Страхования, шум и гул, как бы пляску нужно прибегнуть к смиренной молитве святого Арсения Великого, коей он молился в подобных же случаях, и приглашению к себе близких лиц

256. Ты пишешь, враги душевные воздвигли на тебя такую брань, что мешают тебе обычно совершать внутреннюю молитву, производя около тебя шум и гул, как бы пляску целого хоровода; почему и спрашиваешь меня, скудоумного, чтό тебе делать и как поступить в таком случае? Надобно подражать угодникам Божиим, как они поступали в подобных случаях. Читаем в житии Арсения Великого, что он, иногда, восставая от внутренней молитвы, гласно молился с воздетыми руками: «Господи, Боже мой! Не остави мене, яко ничтоже благо сотворих пред Тобою николиже, но помози и сподоби положити начало!» В краткой сей молитве угодника Божия выражается прежде всего великое смирение и самоукорение, и самоуничижение. А затем показывается, что угодник Божий не без причины так молился, а видно за строгую жизнь борим был помыслами возношения от мысленных врагов, кои никогда не оставляют в покое, а всех борют, чем кого могут. Особенно нам немощным потребно следить за помыслами возношения, кои для нас в брани духовной вреднее всего, как объясняет это преподобный Марк Подвижник: «аще бо Апостолу, да не превознесется, аггел сатанин попущен бысть, да ему пакости деет; кольми паче нам, превознесшимся, сам сатана попущен будет попирати ны, дондеже смиримся»… По сим свидетельствам угодников Божиих, поверяя наше смирение, или недостаток оного, или примечая окрадение возношением, искренно и со смиренномудрием да повторяем пред Господом означенную молитву блаженного Арсения, восставая на оную, когда беспокоимы будем от досаждающих нам мысленных врагов наших. Если же когда и сия молитва совершенно не будет успокаивать нас, то да подражаем и в другом действии блаженному Арсению. Он иногда посаждал около себя учеников своих, жалуясь на брань вражию. Можешь и ты иногда посаждать около себя сестру N, в случае нужды. Пусть сидит около тебя с молитвой или стоя, да прочитывает сколько-нибудь из Евангелия.

(X, 412)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 22–23
Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Страхования от бесов и средство молитвенное против сего

  1. О страшных, престрашных вещах, что стучатся к вам в окно, что чашки бьют, да бутылки с деревянным маслом колотят, мы с батюшкой (о. Амвросием) говорили: Батюшка благословил вам отслужить молебен всем святым, коим посвящены все ваши храмовые престолы… К ним прибавить святого мученика Конона. Да, я советую еще прибавить святого мученика Киприана. И будьте мирны. Пройдет скоро все! Вся эта мглистая сила ничего не значит и ничего не сделает. Она вас только, как детей, пугает.
(X, 642)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 141