Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

От жизненных пут можно возникнуть чрез Страх Божий

  1. Сама сознаешь, что бывшие многие хлопоты и встретившиеся при этом неприятности расстроили прежний твой порядок жизни, и расслабили душу, и омрачили ум и сердце. Впрочем, не унывай о сем. Святой Исаак Сирин пишет: если человек придержится страха Божия, как должно, то в немногие дни обрящется во вратех Царствия. Придержаться страха Божия, как должно, значит взяться за свое дело прилежно и со смирением и хранением совести, в хождении пред Богом и людьми.
(X, 360)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 94–95
Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Страх Божий, приличный сынам, во век пребывает, не имеющие его боятся безделицы

  1. И самые пламенеющие любовью духи, каковы суть Херувимы и Серафимы, смиряются пред Господом Славы, трепещут и трясутся, покрываясь крыльями, ибо не могут без страха воззреть на любящее Лицо Господне. Свято сказано: страх Господень чист, во век пребывает (ср.: Пс. 18:10); бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его (Пс. 33:10)… Вы скажете: совершенная любовь изгоняет страх, как говорит Апостол Иоанн. Действительно, изгоняет тот страх, который требуется от рабов; но страх, который надлежит иметь сынам, вовеки пребывает… Пламенное сердце сильно горит любовью, так, что трепещет и трясется, как бы чем не прогневать Господа, а прочие страхи гонит прочь. Не боящиеся Бога грешат и всякой безделицы боятся, и ужасаются человеческого страха; в этом довольно им наказания за то, что Бога не боятся.
(X, 695)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 2
    С. 327

Без Страха Божия нельзя спастись, он есть корень всех благ, с ним и Херувимы предстоят Богу

290. Нам должно верить, что без страха Божия человек спастись не может! Человек, имеющий в себе страх Божий, всегда ищет творить угодное пред Богом. Страх Божий удерживает его от всякого греха и убеждает к соблюдению заповедей Божиих. Страхом Божиим покрытый, человек вразумляется, умудряется и просвещается в вере, надежде и любви… Страх Божий есть дар, свыше ниспосылаемый просящим его… Смотрите! во всю вселенную слышно, как вопиет и умоляет о сем Господа святой Златоуст: «Господи, всели в мя корень благих, страх Твой, в сердце мое» (молитва 7 из Молитв на сон грядущим). Видите, что от страха Божия, как от корня, все благая происходят и им содержатся. Ангельския Силы, преисполненные Божественной любовью, со страхом предстоят Господу славы!.. Любовь, конечно, изгоняет всякий страх враждебный и неприязненный; но не освобождает же она от святого страха, с коим Херувимы и Серафимы предстоят Престолу Божию. В самой же Превыспренней Любви, Которая именуется Бог, нет никакого страха: но сей Свет непостижим!

(X, 717)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 2
    С. 520–521