Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

В духовной жизни нет ничего хуже Спорливости, с такими только себя расстроишь без пользы для них

262–263. О ходящей к тебе девице. В обращении с ней держись опытного свято-отеческого совета: утопающему не давай руки, а подавай только жезл; если в силах будешь извлечь его из глубины, то хорошо; если же сил твоих недостанет, то оставь в его руках жезл твой, а себя сохраняй от потопления. Разумей глаголемое. Если ты от беседы с ней расстраиваешься, то как можно удаляйся, всячески воздерживаясь от беседы спорливой. Кто не хочет слушать слов Священного Писания, того спорами не убедишь, а лишь себе повредишь и расстроишь. Апостол говорит: аще кто хощет спорлив быти, мы такового обычая не имамы, ниже Церкви Божия (ср.: 1 Кор. 11:16)… — Пишешь, тебе жаль самую девицу, ибо она жаждет спасения; но со спорливым характером едва ли можно ожидать, чтобы был толк. В духовной жизни нет ничего хуже и вреднее спорливости. На время она иногда и притаивается, а после опять обнаруживается в прежней силе; а если дело затянется, то после труднее бывает развязаться.

(X, 418)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 28
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

В Споры о вере не входить, а высказывать спокойно свое мнение

  1. В случае нужды, при неправых суждениях о предметах веры, можешь сказать, чтό читала или слышала; но не входить в спор, а оставлять каждого при своих мыслях; и, может быть, Господь просветит и их сердца к познанию истины. Они, не слыхавши ни от кого, думают, что право судят; а когда доброе сердце, то падшее семя на оное может принести плоды; токмо говори со смирением, а не тоном учителя.
(X, 303)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 467