Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Спокойного духа враг не дает, а отступает на время

  1. Спокойного духа враг не дает, а только может примолчать на время и притихнуть ради подсады, чтобы внушить тщеславные и самомнительные помыслы, будто бы человек начал уже приобретать духовный успех или духовные чувства; тут-то и нужно поминать грехи свои.
(X, 446)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 75
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Спокойствие духа подается и грешникам, но смиренным и кающимся, лишает его — гордость

219. Говоришь, что спокойствие духа редко дается тебе за грехи твои; грехи-то грехами, но на них врачество — покаяние; а спокойствие подается и грешникам, но смиренным и кающимся; а есть другое что-то, лишающее нас спокойствия, — это гордость: так обрати же на нее все твое внимание; во всякое время и при всяком случае отвергать ее господство самосознанием и самоукорением… Не удивляйся тому, что во время службы находят тебе помыслы различные: когда ты принимаешься за оружие против врагов, то есть молитву, то и они на тебя вооружаются сильнее прилогами помыслов. Прибегай ко Господу на них молитвой и не смущайся, они исчезнут; а когда будешь смущаться, видя, что оные не оставляют тебя, то сим больше их на себя вооружаешь; а когда со смирением стоя, вопиешь на них к Богу, то и успокоишься… Есть у святого Варсануфия Великого ответ о помыслах, стужающих на молитве, как оным противляться и убодать себя, и даже в последней молитве сказать: прости, Господи, и Он прощает согрешение за парение [отв. 426 и 443].

(X, 152)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 512–513

Спокойствие на земле возможно, Господь оставил нам Свой мир, но страсти возмущают нас и без победы над ними и без смирения, мы не имеем покоя

147. Вы спрашиваете: может ли когда душа ощутить совершенное спокойствие здесь на земле? и почему трудно сохранить себя от ежедневного смущения? — По скудному моему понятию, сколько могу разуметь, скажу Вам на сие: когда Господь сказал Своим ученикам: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин. 14:27), то, как же, получив от Бога такой великий дар — мир, душа не может иметь спокойствия? Но когда кто не имеет спокойствия, то причина тому — наши страсти, внутри нас кроющиеся, и непобежденные и неистребленные деланием заповедей Божиих; и ежели мы удаляемся случаев, кои нам показывают наши страсти, то никогда не возможем оных истребить; а иногда и бывают случаи оскорбления от других, но мы, вместо того, чтобы попещись об исцелении своей страсти, укоряем других, нанесших нам неприятность, не понимая того, что не они вложили в нас страсть, но залог ее лежит внутри нас, а они токмо показали нам, смотрением Божиим, гнилость нашего устроения, коих бы нам должно считать своими благодетелями, ибо без них мы не познали бы нашей немощи. Вот причина, почему душа не имеет спокойствия — наши страсти. А что человеку возможно иметь спокойствие души, то веруйте относительно этого не моим словам, но словам Самого Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа; Он сказал: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29). Итак, когда нет спокойствия, то явно, нет и смирения. Если мы исполняем, по-видимому, долг христианский: ходим в церковь, читаем книги и другие обязанности исполняем, и при всем том увлекаемся в высокоумие и мнение о себе, то уже и нельзя ожидать мира и спокойствия; но при всем оном исполнении благого, надобно быть смиренным и нищим духом, тогда и спокойствие водворится в нас.

(X, 273)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 290–291