Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Спиритизм, как общение с духами тьмы, есть прелесть вражия

93. Пишете Вы мне о спиритизме, опасаясь за детей Ваших, как бы не повредились этим новым учением. Опасение Ваше справедливо. Спиритизм есть ничто иное, как новое заблуждение и новая прелесть вражеская. Самое слово Spiritus показывает, что это учение есть общение людей с духами, и, разумеется, с духами не света, а с духами тьмы. Апостол Павел пишет: аще и Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1:8). Апостол упоминает это не об Ангелах благих, ибо благие Ангелы не будут благовестить ничего, противного учению Евангельскому и апостольскому; но явно, что говорит это об ангелах тьмы, сверженных с неба, кои принимают на себя вид ангелов света, для обольщения нерассудных, как об этом говорит Апостол в другом месте: сам сатана преобразуется во ангела светла; не велие убо, аще и служителие его преобразуются, яко служители правды (2 Кор. 11:14). Слова Апостола прямо относятся к проповедникам учения о спиритизме, чрез которое будто бы и безбожники делаются очень религиозны. Но, если хорошо вникнуть в душевное состояние этих мнимых религиозников, то явно откроется, что они в этом положении сделались еще опаснейшими для имеющих с ними сношения, нежели как были в состоянии атеистов. Явных безбожников всякий отвращается и удаляется; людей же, прикрывающихся видом ложной религиозности, в душе же своей пропитанных старым или новым заблуждением прелести вражией, не вдруг распознает кто-либо и из понимающих дело. Апостол говорит: Христос вчера и днесь, Той же и во веки (Евр. 13:8). Значит, какое учение в Православной Церкви насаждено в начале Духом Святым через Апостолов и чрез Отцов Вселенских Соборов, то должно продолжаться до скончания века. Все новые учения суть ничто иное, как новые заблуждения, посеваемые, так или иначе, древним врагом и ненавистником, и наветником рода человеческого, который, по слову Апостола Петра, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1 Петр. 5:8). Враг этот в учении спиритизма прикрывается под видом вызывания мертвых душ, кои будто бы яснее растолковывают учение Евангельское. Но это явное обольщение вражие и явное заблуждение людей, кои решаются верить духам тьмы, являющимся в виде людей умерших. Для душ святых в Православной Церкви удостоверение совсем другое. Они удостоверяют о святости своей явным нетлением мощей. Души же грешные, по учению Православной Церкви, заключены во аде и не имеют власти не только учить других, но и исходить оттуда, в страшном стенании ожидая Страшного суда Божия. Следовательно, вызываются и являются не души умерших, а духи тьмы греховной и обольстители рода человеческого. Притом, кто не слушает учения пророческого и апостольского, тот не послушает и свидетельства умерших, если бы они и воскресли, и стали убеждать, как сказано в Евангелии: аще Моисея и пророков не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры (Лк. 16:31). А что спиритизм неполезен, но вреден, это ясно доказывается и примерами… Во Франции, с тех пор как там стал распространяться спиритизм, сильно возрастает и число сумасшедших, коих в 1835 г. было 10.539; в 1846 г. до 18.000; а в 1861г., когда спиритизм получил сильное развитие — до 30.000. Вблизи нас, в Орловской губернии, одна помещица вдова, не хочу ее имени и фамилии упоминать, чрез верование спиритизму сделалась такой странной, что оставила своих детей, кажется 5 или 6, на произвол судьбы, нисколько не заботясь о них, и сама всем говорит такие дикие нелепости, от коих слышавшие лишь пожимают плечами. — Поэтому и сами остерегайтесь спиритизма и, если можно, остерегайте и близких Вам от сего зловредного учения.

(X, 535)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 116‒118