Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Степени Спасения: познание немощи, самоукорение, благодарное терпение и смирение

  1. Сердечно желаю тебе духовного восхождения приличными и законными степенями, от нихже первая и самая главная есть познание глубокой нашей немощи душевной и телесной. Вторая — самоукорение, то есть во всяком неприятном и прискорбном случае обвинение себя, а не других. Третья степень — благодарное терпение встречающихся и постигающих нас скорбных искушений. От сих трех степеней изрождается четвертая — начало смирения, если первые три были растворяемы верой и молитвенным расположением, и обращением ко Господу, по предписанным правилам Церкви Православной и наставлениям святых отцов, кои опытом прошли духовную жизнь и показали нам стези спасения.
(X, 346)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 62

Насильно никого не привести ко Спасению и Господь не понуждает

  1. Насильно никого не приведешь ко спасению. Есть пословица: своя воля царя боле. Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет. По силе своей позаботимся о других, а все остальное предоставим Господу Богу. Некоторые толкователи Священного Писания объясняют, что Господь в Гефсиманском саду в последнюю ночь много плакал особенно потому, что знал, что немногие воспользуются Его Крестными страданиями, а большая часть по неразумию и по злой и упорной своей воле уклонятся в противную сторону.
(X, 370)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 132

Наше дело — предоставить человеку средства ко Спасению, а там — сам смотри

  1. Знаю, тебя оскорбляют не скорби, а те случаи, о коих и Апостол Павел пишет так: Кто соблазняется, и аз не разжизаюся (2 Кор. 11:29). Но возверзем печаль свою на Господа, и Он силен утвердить и успокоить нас, и устроить полезное и спасительное о всех сущих с нами. Покойный Оптинский отец архимандрит Моисей, муж мудрый и духовно-опытный, в подобных случаях говаривал: «наше дело предоставить человеку средства ко спасению, а спасается он или не спасается, — сам смотри».
(X, 373)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 134

Спасение между страхом и надеждою

  1. Слова Петра Дамаскина: спасение наше находится между страхом и надеждой. То есть, не должно отчаиваться, да и слишком обнадеживаться не следует, а держать себя на середине, памятуя псаломское слово: работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему со трепетом (см.: Пс. 2:11).
(X, 384)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 174

Ошибочно желание видеть свое Спасение ясно, как на ладони, в душе всегда перемены

  1. Желать видеть свое спасение ясно, как на ладони, — желание и мнение ошибочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает перемена, — то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град и подобное тому: то кольми паче в духовной жизни бывают прелоги и неожиданные изменения. Преподобный Исаак Сирин пишет, что любовь христианина к Богу на всякий час испытывается разными переменами, приятными и неприятными, отрадными и скорбными. А желать всегда пребывать в неизменном состоянии есть путь волков, то есть мысленных.
(X, 504)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 56
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Молиться о других так, как о своем Спасении

Об оставлении согрешений других молись так, как молишься об оставлении своих согрешений; равно и о спасении других молись так, как о своем собственном. Если достигнешь этого и обратишь это в навык, то получишь от Господа обилие даров духовных, даров Духа Святого, Который любит душу, сочувствующую спасению других, ибо Сам Он, Всесвятый Дух, всячески хочет спасти всех нас.

(X, 945)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 1
    С. 100
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Средний путь Спасения найти

  1. Две крайности предстоят на пути нашем: или безвременное возвышение во мнимую святыню, или — от нерадения — впадение в слабости и пороки; а средний путь нескоро обретаем.
(X, 47)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 432

Спасение наше содевается сердцем сокрушенным и смиренным, а не подвигами одними

541. Ты говоришь, что теперь не имеешь той горячности, которую прежде имела. Ты имела горячность, но тщеславную, оттого она и остыла. Что ты тогда делала без понуждения и с легкостью, а теперь с понуждением и тягостью, и в этом видишь свою немощь и невольно смиряешься, то это гораздо приятнее Богу, хотя ты и не видишь сего. Так-то наше спасение соделывается: мы и понять не можем; не подвигами и высокими добродетелями, на кои упование думаем возлагать, но сердцем сокрушенным и смиренным, и сознанием своей нищеты. Когда мы так себя устроим, тогда и добродетели будут тверды, смирением укрепляемые. Ты имела ревность на подвиги, на молитву, на пост, а о том и не думала, что тьма страстей закрывает сердце твое от солнца правды? Надобно иметь борьбу со страстьми: самолюбием, славолюбием, ибо от них множество страстей восстают на нас.

(X, 239)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 724
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Стяжи мирный дух, чтобы ничем не возмущаться и тысячи спасутся около тебя

Отец Серафим отечески обнял меня (говорит игумен Иоасаф) и сказал: «радость моя, молю тя, стяжи мирный дух». И тут же начал объяснять стяжание мирного духа. По словам его, это значит привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надобно быть подобно мертвому, или совершенно глухому и слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, кои неминуемо приходят ко всем, желающим идти по спасительным стезям Христовым. Ибо многими скорбьми подобает нам внити в Царство Небесное. Так спаслись все праведники и наследовали Царство Небесное, а пред ним вся слава мира сего, как ничто; все наслаждения мирские и тени не имеют того, чтό уготовано любящим Бога в небесных обителях; там вечная радость и торжество… И после этого Старец снова сказал мне: «радость моя, молю тя, стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

(X, 816)
Источники:
  • Иоасаф (Тихонов Иван Тихонович; игумен Вологодского Павлова Обнорского мон.; 1801-1884). Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни [Текст]. - Изд. 3-е. - С.-Петербург : Тип. и литогр. кн. В. В. Оболенскаго, 1877.
    С. 49-50