Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Различение Снов 

9. Были примеры, что некоторые, доверяясь всяким снам, впадали в обольщение вражие и повреждались. Поэтому многие из святых возбраняют доверять снам. Святой Иоанн Лествичник в 3-й степени говорит: «верующий сновидениям во всем неискусен есть, а никакому сну неверующий любомудрым почесться может». Впрочем, сей же святой делает различие снов и говорит, каким верить можно и каким верить не должно… А ближайший ученик Симеона Нового Богослова, смиренный Никита Стифат, еще яснее и определеннее пишет о сновидениях. Он во 2-й сотнице, в гл. 60, 61, 62 и 63 говорит: «Одни из сновидений суть простые сны, другие — зрения, иные — откровения. Признак простых снов таков, что они не пребывают в мечтательности ума неизменными, но имеют мечтание смущенное и часто изменяющееся из одного предмета в другой; от каковых мечтаний не бывает никакой пользы, и самое то мечтание по возбуждении от сна погибает, почему тщательные и должны это презирать. — Признак зрений такой, что они: 1) бывают неизменны, и не преобразуются от одного в другое, но остаются напечатленными в уме в продолжение многих лет и не забываются. 2) они показывают событие или исход вещей будущих, и от умиления и страшных видений бывают виновны душевной пользы, и зрящего, по причине страшного неизменного видения зримых, приводят в трепет и сетование; и потому видения таких зрений за великую вещь вменять должно тщательным. Простые сны бывают людям обыкновенным, подверженным чревоугодию и другим страстям; по причине мрачности ума их воображаются и наигрываются разные сновидения от бесов. Зрения бывают людям тщательным и очищающим свои душевныя чувства, кои чрез зримое в сновидении благодетельствуемы бывают к постижению вещей Божественных и к большему духовному восхождению. — Откровения бывают людям совершенным и действуемым от Божественного Духа, кои долгим и крайним воздержанием, и подвигами и трудами по Бозе, достигли степени пророков церкви Божией, как говорит Господь чрез Моисея: аще будет пророк в вас, во сне явлюся ему и в видении возглаголю к ему (Числ. 12:6). И чрез проророка Иоиля: и будет по сих, излию от Духа Моего на всяку плоть… и старцы ваши сония узрят, и юноши ваши видения увидят(Иоил. 2:28) [Добротолюбия 7, 2].

(X, 489)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 15‒16
Леонид (в схиме Лев), иеросхимонах Оптинский, преподобный

Леонид (в схиме Лев), иеросхимонах Оптинский, преподобный

Снам, даже вещим, не нужно верить

— Должно ли верить снам, кои, по-видимому, живо представляют будущность?

— Не должно, хотя бы они в своем роде и действительно были, ибо чрез вероятие снов многие прельстились. Любомудрый старец Феостирикт, сочинивший Параклисис Пресвятой Богородице, вверившись снам, наконец, так прельстился, что погиб.

(X, 662)
Источники:
  • Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). - Москва : Козел. Введен. Оптина пустынь, 1876.
    Приложения. Вопросы ученика и ответы Старца
    С. 204
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Сны от бесов

  1. Святые отцы запрещают верить снам; а паче, когда оные к отчаянию приводят; ясно, что от бесов суть.
(X, 8)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим

Не увлекаться Снами из опасения прелести

142. Для чего сон? Для твоего обольщения. Берегись! Когда не принимаешь сна из смирения и опасения прелести, хотя бы был оный и благодатный, за сие не осудишься, а ежели это — прелесть, как оправдаешься, поверив ему? Мудрено же ли быть сему, когда враг видит все, происходящее в подлунной? Итак, оставь, не увлекайся снами.

(X, 23)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 234

Сны и спокойствие духа

  1. Снам Вашим нельзя совершенно дать веру, прелести ради; нижé совершенно отметать истины ради; но быть спокойным.
(X, 312)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 503