Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Смущение в скорби признак, что не очищен еще внутренний человек

  1. Что от встретившихся тесных обстоятельств ощущаешь скорбь, это самое должно показывать тебе, что еще не очищен в тебе внутренний человек. А это самое должно наклонять тебя к смирению, которое при молитве крайне необходимо. Скорби же везде должны встречать человека; и тем более враги наши душевные наносят оные людям, чем более замечают их стремящихся к богоугождению, и в особенности желающих упражняться в молитве, которая для них несносна.
(X, 438)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 53

Смущение в болезни — мост бесовский для приближения к душе

395. Болезнью не должно смущаться, потому что смущение, по слову Исаака Сирина, есть как бы мост бесовский, чрез который они приближаются к душе и наводят разные искушения. Также знай, что с шуией стороны и те помыслы, кои устрашают тебя продолжительностью болезни и наводят тебе заботу, будто бы ты можешь отягощать болезнью своею и обитель, и сестер уходом за собою. Без разбора отвергай эту вражескую чепуху и ложные извращения. Знай, что ты болезнью своей подашь повод служащим сестрам к исполнению заповеди Господней: болен бех и послужисте Мне (ср.: Мф. 25:36).

(X, 468)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 113

Смущение — душевная болезнь, лечить ее смирением и покорностью воле Божией

21. Скорбь и болезнь жгут иногда, как огонь; а испарина и пот, после жару в болезни и слезы от скорби омывают человека, как водой. Благодушно и благодарно терпящим все это — обещается там покой. Да, ведь, какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и, прежде всего, жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует, и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться. Смущение нигде в числе добродетелей не показано, и никому не приносит пользы, а всегда только вред; хотя и кажется иногда благовидным, но, в сущности, составляет только душевный бред; а бредят только в болезни, потому и смущение должно отнести к числу душевных болезней и лечить оное смирением и покорностью Промыслу и воле Божией. Господь бо хощет всем спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2:4).

(X, 495)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 33

Смущение всегда самое душевредное искушение, какие бы причины его ни были

121. Смущение, по каким бы оно благовидным причинам ни происходило, есть самое душевредное искушение. Посему, должно считать неправильными и несправедливыми те причины и поводы, по коим оно возбуждается. Ежели Всеблагий Господь заботится о пользе нашей душевной и спасении нашем более, нежели мы сами, то и должно нам всегда искать успокоения от возмущающих нас мыслей в благости и всемогуществе Божием; а неуместной заботливостью нашей и безвременным опасением, и боязнью ничего сделать не можем. Будем жить, пока дарует нам жизнь Жизнодавец, Иже мертвит и живит, поразит и исцелит, вся устрояяй Премудростью Своею, по единой благости, ко благому и полезному, и спасительному.

(X, 555)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 141

В Смущении нет сил к доброму и полезному

  1. Береги себя прежде всего от смущения душевного. Как бы оно благовидным ни казалось, но почитай его искушением вредным, ибо в смущенном положении человек не способен ни к чему доброму и полезному.
(X, 591)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 180
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Смущение означает потерю Христа: Он — радость и мир

Раб Христов никогда и ничем не должен возмущаться: ибо Христос есть мир, превосходяй всяк ум и — веселие неизреченное. А Он живет в верном рабе Своем; значит, живет в нем и мир, и радость Его. Смущение значит потерю Христа, выпущение Его из виду; смотри на Него неуклонно — и никогда не смутишься.

(X, 1141)
Источники:
  • Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). - С.-Петербург : ред. журн. "С.-Петерб. духов. вестн.", 1900.
    С. 121
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Брань вражия есть, когда от греха чувствуем не смирение, а Смущение

5. Чувство, смущающее Вас, познавайте, что есть брань вражия: пусть Вы не видите в себе ничего доброго, но находитесь в греховном плену — сие должно Вас смирять; а Вы вместо того смущаетесь, в коем (т.е. в смущении) невозможно иметь чувства раскаяния. Ежели ж Вы, избавившись грехов, станете на правый путь добродетелей, то и в таком случае, ежели не будете иметь смирения, а думать о себе нечто, и обнадеживаться чрез свои дела (чтó также есть сеть вражия, десными и шуими борющая), то также спокойствия не сыщете.

(X, 244)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 22–23

Смущение после Причастия отгонять надеждою на милость Божию

  1. Вы смущаетесь о том, что недостойнo причащались Пречистых Христовых Таин; полагая, что не все исповедали, а только то, что вспомнили? Кто ж может быть достоин сего бесценного дара? Вы сожалели о грехах своих; что припомнили — исповедали, и получили разрешение от духовного своего отца. Cиe вас должно умиротворять, дополняя прочее верой и надеждой на неизреченное Божие милосердие и на заслуги Спасителя нашего.
(X, 313)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 506