Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Благоразумные подвижники имеют высшее Смирение, а слабые и кающиеся низшее, но в том же стаде Христовом

18. Христос Воскресе! «Воздержницы и ленивии день почтите» [см.: Слово огласительное на Святую Пасху иже во святых отца нашего святителя Иоанна Златоуста]. Как я принадлежу к числу последних, то и пришло мне желание побеседовать с подобными мне, как и почему мы, слабые и невоздержные, вместе с постниками и воздержниками можем разделять общую радость и веселие Светлого сего христианского Торжества. Потому, что никакая добродетель так не приятна Богу, как смирение. А смиряться удобнее неисправному подвижнику, нежели строгому и исправному, чему ясный пример — мытарь и фарисей. Правда, не все строгие подвижники подражают фарисею. Благоразумные из них и смиренные занимают у Бога первое место; а уже созади их стоят слабые, кающиеся и смиряющиеся. Но обносится мудрое слово: хоть сзади, да в том же стаде, о коем Пастыреначальник и Спас душ наших глаголет: не бойся малое стадо, яко благоизволи Отец ваш Небесный дати вам Царство (Лк. 12:32). Как слабые, так и строгие подвижники всегда должны испытывать себя тщательно, есть ли в нас залог истинного смирения… А он обозначается самоуничижением и самоукорением, без коих, по слову Аввы Дорофея, трудно устоять человеку на пути благочестия.

(X, 343)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 19–20

Заключивший себя в ковчеге Смирения от душетатцев некрадом

  1. Еще пишешь, что гул продолжается. Что делать? Надо терпеть. Святой Иоанн Лествичник пишет, что даже и смиренные люди слышат топоты душевных татей, но ни единым из них искушены быть не могут, ибо ум их, заключив себя в ковчеге смирения, от душетатцев некрадом пребывает. Прибегай и ты в сем искушении к твердыне смирения, которая для хищников неприступна.
(X, 420)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 31

Для успокоения вместо туризма — Смирение

  1. Чтобы умиротвориться, незачем в далекий путь пускаться, а лучше смириться дома, — это будет прочнее. Одни царственные особы, ради умиротворения уезжают в дальнюю сторону. Потребно понудиться к смирению и самоукорению.
(X, 443)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 67

Смирение — матерь дарований

  1. Дарований никаких не ищи, а лучше старайся усвоить матерь дарований — смирение, это прочнее.
(X, 461)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 105

Зачем просить Смирения в молитве и не учиться ему на деле

  1. Всегда ты просишь, чтобы Господь даровал тебе смирение. Но, ведь, оно даром Господом не дается. Господь готов помогать человеку в приобретении смирения, как и во всем добром; но нужно, чтобы и сам человек заботился о себе… Ты скорбишь, что, по твоему замечанию, все тебя стараются унизить, значит, хотят смирить тебя; а ты и сама просишь у Бога смирения. Зачем же после этого скорбеть на людей?
(X, 517)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 88‒89

Смирение имеет степени, но всегда себя винит в неуменьи

  1. Главная сила покаяния состоит в смирении, которое, как и всякая добродетель, имеет свои степени. Блажен, кто обретается хоть на какой-нибудь из степеней треблаженного смирения, которое во всяком неприятном и скорбном случае более себя винит, что оно не умело поступить, как бы следовало, а потому и пребывает всегда более спокойно. Мнимая же правость наполняет душу смущением, весьма вредным на пути благочестия.
(X, 559)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 143

Неисправность дополняется Смирением

  1. Пишешь, что неисправно живешь. Сколько можешь, старайся исправляться и более всего смиряться пред Богом и пред людьми. Смирение дополнит нашу неисправность.
(X, 570)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 156
Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Чтобы улучить Смирение нужно потерпеть всякую боль, которая колет гордое сердце, в ней-то есть сокровенна милость Божия

127. Хочешь ли, я научу тебя, как отыскать смирение? Перекрестясь, обращаюсь к тебе и сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит. В этом я тебя могу уверить честным моим словом, — если ты только веришь моей чести. Начни, — так и увидишь. Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое горькое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них-то сокровенна есть милость Божия. Отыми от тебя болезни эти, томноту твою, оскорбления, укоры, недостатки, — и останешься ты совсем нагая… А теперь все это с тобою. Только ты еще не видишь. А со временем увидишь и ужаснешься.

(X, 625)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 59–60

Без Смирения страсти не умаляются и дарования не даются

  1. Не унывай. Хоть ты и борима от страстей, — несмотря, как пишешь, на то, что тебе уже более двадцать лет, — но ты, все-таки, не унывай. Страсти борют иногда и в тридцать, и в сорок, и в пятьдесят, и в шестьдесят и в семьдесят лет. Чистота и бесстрастие даются не по летам (седина есть мудрость человекам), а по смирению. Святой Иоанн Лествичник учит: дарования (значит и чистота) даются не трудам (тем больше не годам), а смирению. Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога, — хоть лоб об пол поклонами разбей, — страсти не умалятся.
(X, 639)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 128–129
Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Смирение — высота по воле Господа

  1. Смирение — высота: не потому, что смирение подчиняет себе высокого, но потому, что смирившегося произволением своим ради спасения возносит Сам Господь. Сие-то спасительное смирение есть самая небесная высота.
(X, 707)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 2
    С. 423
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Смирение у стоящего на высоте

И чем больше станем мы преуспевать в добродетели, тем более постараемся смирять себя и быть скромными. Хотя бы мы взошли на самый верх добродетелей, но если добросовестно сравним свои добрые дела с благодеяниями Божиими, то ясно увидим, что наши добродетели не равняются и малейшей части того, что сделано для нас Богом. Вот этим-то и прославился каждый из святых.

(I, 163)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXXI. С. 327
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 285

Смирение — безопасное основание для здания добродетели

В основание совершаемых нами дел будем полагать смирение, чтобы безопасно созидать нам здание добродетели. То и добродетель, когда она соединена бывает со смирением. Положивший в основание своей добродетели смирение может безопасно воздвигать здание, до какой ему угодно высоты. Оно (смирение) есть величайшее ограждение, стена несокрушимая, крепость непреодолимая; оно поддерживает все здание, не позволяя ему пасть ни от порыва ветров, ни от напора волн, ни от силы бурь, но ставит его выше всех нападений, делает как бы построенным из адаманта и неразрушимым, и на нас низводит щедрые дары от человеколюбивого Бога.

(I, 186)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXXV. С. 385
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 330

Без Смирения гибнут все добродетели (фарисей)

Хотя бы ты отличался постом, молитвою, милостынею, целомудрием или другою какою добродетелью, все это без смирения разрушится и погибнет. Так случилось с фарисеем. Взойдя на самый верх добродетели, он ниспал с него и потерял все потому, что не имел смирения — матери всех добродетелей. Как гордость есть источник всякого нечестия, так смирение есть начало всякого благочестия.

(I, 396)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 5:1–16. С. 149
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 225

Смирение безгранично

Чем острее у нас зрение, тем более познаем, как далеко мы отстоим от неба. Подобным образом, чем более преуспеваем в добродетели, тем более научаемся познавать, как велико расстояние между Богом и нами.

(I, 465)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 7:28–8:4. С. 291
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 332
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Отличие Смирения от кротости

Быть смиренным значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев; а быть кротким значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства…, и молиться за врагов своих.

(X, 999)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 2
    С. 440
Леонид (в схиме Лев), иеросхимонах Оптинский, преподобный

Леонид (в схиме Лев), иеросхимонах Оптинский, преподобный

Когда не успели в добродетелях, ближайшее средство спасения — Смирение, укрепляющее против смертного духа отчаяния

Можно заметить, что живущие без внимания к самим себе никогда не удостоятся посещения благодати; а если по единственной благости Божией и удостоиваются, то уже пред кончиной. Но видеть себя вне преспеяния не есть еще совершенное непреспеяние. Таковые чувства могут насаждать в сердце искреннее смирение. А когда ты подлинно имеешь сознание, что лишен плодов духовных, то старайся неослабно усиливать стремление к Богу. Когда мы находим себя лишенными добродетелей, и, потому, не имеем о себе мнения, то сие самое может привлекать божественное призрение, которое укрепит нас надеждой противу смертного духа отчаяния. Когда мы не успели в добродетелях, то нет ближайшего средства ко спасению, как смиренномудрие. Высокомерие и при добродетелях богопротивно: но кроткая мысль пред Богом забвенна не будет.

(X, 658)
Источники:
  • Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). - Москва : Козел. Введен. Оптина пустынь, 1876.
    Приложения. Вопросы ученика и ответы Старца
    С. 190–191
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Смирение без скорбей невозможно, кроме того, скорби восполняют покаяние

  1. Спасение приобретается смирением и многими скорбями; без сих же последних и смириться невозможно. При чем должно вспоминать нам, яко немощным, что мы, может быть, в чем и прогневали Бога, и преступили заповеди Его, а должного покаяния и удовлетворения за грехи принести не в состоянии, то милосердый Господь, врачуя немощи наши, посылает нам скорби, дабы терпкостью их очищалась ржавчина наших грехов; и, чувствуя оныя немощи, не уклонялись бы к страстям; и тако бы, аще и нехотя, постепенно сердце наше умирало бы миру.
(X, 2)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 2

При Смирении дар рассуждения

  1. Когда попечешься о снискании смирения, то дастся тебе дарование рассуждения: как различить доброе от злого во всех делах твоих.
(X, 50)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 23

Грехи юности и неведения воспоминаемые послужат к Смирению, а оно даст помощь Божию

  1. Памятуя грехи юности твоея и неведения, старайся иметь смирение, считая себя последнейшею и худшею всех. Это послужит тебе и к умилостивлению Владыки, подобно мытарю и блудному сыну смирившимся, и получишь помощь от Бога вперед противостать всем козням и разжженным стрелам вражиим. Смирение укрепит тебя на пути добродетелей и подаст силу к перенесению скорбей, кои обыкновенно предлежат ищущим Бога и хотящим спастись; а без того нельзя и познать себя и своих немощей, прийти в разум истины и смириться.
(X, 57)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 103

Благоухание Смирения нельзя воспринять при зловонии гордости

  1. Ты удивляешься, что хотя желаешь иметь себя хуже их, но в то же время готова зазирать их; за что, себя укоряя, побеждаешься помыслом тщеславия. Ты должна познать из сего, что сосуд твой еще не вмещает в себе благоухания смирения, а, напротив, в него впадает зловоние гордости; ибо враг и малейшие твои мнимые добродетели употребляет веществом тщеславию; а смиряться-то истинно ты не можешь, да и как можно в короткое время научиться сему художеству?
(X, 65)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 203

Мир и спокойствие прочны только при Смирении

  1. Дай Бог, чтобы Вы обрели себе мир и спокойствие, после многих бывших хлопот, смятений и потрясений; но Вы знаете, что покой не может быть прочен без смирения; да еще и опасен за бездействие и неборение противу страстей, ибо они еще не побеждены; а хотя на время и умолкают, не имея случая к действию, то не должно обольщаться, что нашли богатство — мнимый мир, и обезопасоваться.
(X, 130)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 246

Смирение помимо подвигов все грехи прощает и от страстей избавляет, а паче — от гордости

218. Много найдешь примеров в житии и учении святых отцев, что заглаждаются грехи не одними нашими подвигами, а паче при бессилии исполнить оные; а главное — надобно иметь твердое упование, что страдания Господа нашего Иисуса Христа заглаждают грехи кающихся смиренно; а без заслуг Спасителя нашего никакие подвиги наши не могут нам помочь. Ты не имеешь сил усугубить подвиги для заглаждения грехов? Имеешь возможность смирить себя; а смирение и кроме дел все грехи прощает (святого Исаака слово 46), да и от рабства страстей свобождает, а паче от гордости, ибо она есть корень всех страстей; во всяком случае и деле принимать обличения, как врачевания гордости, посланные от Господа, и отнюдь не считать людей виновными, но подвигшуюся в тебе от обличения страсть. Хотя и не вдруг, но при твоем благом произволении и всегдашнем самоукорении — ослабеет страсть гордости и восторжествует смирение. О, сколь блаженны те, кои соединились с сею царицей добродетелей.

(X, 151)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 510–511

Смирение сокрушает сети и силу врага

  1. Враг тогда только имеет силу против нас, когда мы самонадеянно и гордо думаем о себе, а если смиренномудрием во всяком случае водимся, то вся сила и сети вражии сокрушаются.
(X, 159)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 527

Всегдашний мир не полезен без Смирения

  1. Слава Богу, что чувствуешь в себе мир и спокойствие… Что ж дальше будет, единому Богу сведомо; но и мир всегдашний иметь не полезно; мы сего еще не заслужили, а паче не можем сохранить сего дара, не имея смирения.
(X, 187)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 222

Без Смирения нет и любви

  1. Весь наш труд должен быть обращен на уничтожение гордости и стяжание смирения, без коего и любовь не можем приобрести, и прочие дела и подвиги никакой пользы не принесут (Исаака Сирина Слово 46).
(X, 199)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 308

Учитель Смирения только Иисус Христос

  1. Имей оружие на врага — смирение! Он его ужасается. Слово: смирение легко сказать, но надобно оному учиться; от кого же? От Самого Господа нашего Иисуса Христа; Он тако благоизволил: научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29).
(X, 224)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 595

При Смирении тверды Божии дарования

525. Я не желаю, чтобы Вы видели свои добродетели, но паче бы познавали свои немощи, от того бы приходили к смирению, а где истинное смирение, там и дарование твердо. Святые угодники Божии, чем были ближе к Богу, тем хуже себя считали, а самые чудеса их не возвышали и не обольщали, ибо в чувстве их водруженным имели смирение.

(X, 236)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 703

Желание видеть свои добрые качества противно Смирению и есть пища самолюбию

  1. Вам хочется не только быть хорошей, и ничего не иметь худого, но и видеть себя таковой. Желание похвально, а, чтобы видеть свои добрые качества, это уже есть пища самолюбию. Да хоть бы мы и все повеленное сотворили — все должны считать себя неключимыми рабами (см.: Лк. 17:10), а мы, и во многом быв неисправны, не имеем в мыслях себя таковыми, а потому и смущаемся, вместо того, чтобы смириться; потому нам Бог и не подает силы к исполнению, чтобы мы не возносились, а смирялись и приобрели бы залог смирения; и когда оно будет у нас, то и добродетели будут у нас тверды, и оное не попустит нам возноситься.
(X, 289)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 436

Не можем взойти на высоту добродетелей, снидем во глубину Смирения и всепрощения

338. Не можем взойти на высоту добродетелей, снидем во глубину смирения; а оно и едино кроме дел сильно о нас ходатайствовать ко Господу. Мытарь оправдался чем? — Смирением! Разбойник — покаянием. Да будут cии две нищие и последние добродетели с нами: то из последних соделают первыми; и дарует Господь вся нужная, довольная и полезная. Не будем думать высокое нечто о себе, не будем осуждать других в их недостатках, простим согрешившим пред нами и обидящим нас; каемся о грехах наших и смирим наше мудрование во всем; то недалече от нас будет милость Божия.

(X, 319)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 600