Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Память о Смерти избавляет от излишних забот и огорчений

  1. Смерть всему конец. К этому концу надобно сводить все счеты наши и расчеты. В таком случае, то есть, если будем помнить во всяком затруднительном положении о конце этого отчета, то можем избавиться от излишних забот и чрезмерных скорбей, вернее — огорчений душевных.
(X, 565)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 147
Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Нет страха Смерти кающимся, укоряющим себя и сокрушающимся

  1. Что смерти боишься, — это очень правильно и полезно. У кого есть хоть немножко грехов, не может не бояться смерти. Но ты, матушка, не из числа отчаянных грешных, а из доброго стада кающихся, и укоряющих себя, и сокрушающихся о грехах. А потому, не унывай! Я во сто раз хуже тебя. А все вопию: ты, Господи, пришел грешники спасти, а не праведные призвать к покаянию. А потому, и меня, яко грешного, спаси!
(X, 621)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 12
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Приговор Смерти отчасти отменен в Енохе

И так как после преступления первозданного нашелся человек, который взошел на самую высоту добродетели и своим благоугождением Богу вознаградил (ἀνακαλούμενος) за грех прародителя, то смотри чрезмерное человеколюбие Благого Бога. Как Он нашел человека, который мог вознаградить за грех Адама, то и преселяет его живым, показывая самым делом, что Он принявшего заповедь (Адама) осудил за ее нарушение, а не по желанию подвергнуть смерти род наш. И угоди, говорит Писание, Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог (Быт. 5:24). Видишь премудрость Господа? Преложил (или переселил — μετέθηκεν) живым, а не даровал бессмертие, дабы не ослабить в роде человеческом страха к греху. Он оставил (этот страх) во всей силе между людьми. Поэтому Он хочет не ясно и тайно, так сказать, отменить приговор, произнесенный Адаму. Но не делает этого явно, дабы страх служил вразумлением. Поэтому Он преложил благоугодившего Еноха.

(I, 92)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXI. С. 194
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 180

Смерть — отпущение

Рече же Авраам: Владыко, что ми даси; аз же отпущаюся безчаден (ср. Быт. 15:2)… Смотри, как еще в древности любомудрствовал праведник, называя исход из здешней жизни отпущением (ἀπόλυσις). Подлинно, те, кто со тщанием подвизается в добродетели, когда переселяются из здешней жизни, то, поистине, как бы отпускаются на свободу от злостраданий и от уз: для живущих добродетельно смерть именно есть переход от худшего к лучшему, от жизни временной к непрестающей, бессмертной и нескончаемой.

(I, 190)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXXVI. С. 395
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 338

Смерть — отшествие

Ты отыдеши ко отцем твоим препитан в старости добрей (Быт 15:15). Не сказал — умрешь, но отыдешь, как будто ему предстояло пойти в путь и переселиться из одной отчизны в другую.

(I, 197)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXXVII. С. 404
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 345

Смерть — переход в лучшую жизнь

Ныне, по благодати Божией, смерть стала сном, кончина — успением, ныне мы имеем многое уверение в воскресении, так что, переходя от жизни в жизнь, мы радуемся и веселимся. И что я говорю: от жизни в жизнь? Из худшей — в лучшую, из временной — в вечную, из земной — в небесную.

(I, 283)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА LXVII. С. 722
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 577
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

При Смерти своей многие восстенают, что принадлежа к Церкви, не слушали ее

Пожалеют и горько восстенают многие, многие из христиан православных, во второе пришествие Христа, да еще и здесь, при кончине своей, что принадлежали по крещению и первым урокам веры к христианской Церкви Православной, — и потом не следовали Ее постановлениям; имели такое бесценное сокровище спасительное — Церковь Божию, Ее Богослужение, Таинства, учение спасительное, пастырей, — и всем пренебрегли, и жили по своей воле, в отчуждении от Церкви и Евангелия, и служили только миру и богатству.

(X, 1109)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 6
    С. 181, 182
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Страх Смерти не должен быть паническим при вере в благость Божию

  1. Страх смерти естественен, но нам не должно бояться паническим страхом, а ободрять себя верой и надеждой на благость Божию и на заслуги Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа. Это всем нам известно, что каждому из нас должно умереть; но когда, Единому Богу известно. И в этом есть предопределение Божие, когда кому умереть. Если кто умирает, в коих бы то ни было летах: младости, или в старости, или в среднем возрасте, ему так от Бога назначено: о сем надобно быть спокойными, токмо примирять свою совесть покаянием и благонадежием.
(X, 101)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 491–492

Бояться Смерти, как ужаса, из-за грехов не дóлжно, ибо есть покаяние

  1. Не бойся смерти, как какого ужаса: аще живем, аще умираем, Господни есмы (Рим. 14:8), а что мы грешны, то на это есть покаяние. Христос пришел грешников спасти, мы должны чувствовать свою греховность и никак не полагаться на свое исправление или заслуги; но, осудив себя достойными быть наказания, представим заслуги Спасителя нашего, вземшего всего мира грехи, — то и нас помилует ради Своего милосердия, а не ради наших заслуг. Сколько видим примеров спасенных грешников чрез покаяние, и это должно нас приводить к любви Божией и смирению.
(X, 106)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 517–518

Оказавшийся пред Смертью в бездне смирения пред Богом нисколько не меньше бесстрастного; нужно ждать Смерти, как утешения

  1. Истинная память смерти не имеет малодушного страха, но оная побуждает к любомудрию и к доброму жительству. Смерть верующего христианина есть утешение, — он надеется, разрешившись от тяжких уз плоти, перейти к покою и наслаждению. Тебя устрашают грехи: а для кого пришел Господь в мир сей? Претерпел страдание и поносную смерть? Пролил Пречистую и Бесценную Кровь Свою? — чтобы искупить грешников и омыть грехи их Своей Кровью. Отчаяние неуместно, но враг старается оным смущать тебя, а ты не повинуйся ему… Наша надежда: не на дела наши, но на неизреченное Божие милосердие и любовь к нам, грешным, кои Его от Престола Славы свели к нам, во тьме и сени смертной седящим. По всему этому, прилепимся любовью к Распеншемуся нас ради и Пролиявшему Кровь Свою…; а к этому попечемся о снискании смирения, о коем так пишет святой Феогност в 61 главе: «страшно слово глаголю, и не удивляйся, аще и не получиши безстрастия за мучительствующия негли предприятия, но, обретаяся во время исхода в бездне смирения, ничимже мнее безстрастного, паче облак вознесешися». Сколько есть таковых и подобных цветов в вертограде писаний отеческих! Когда будет воля Божия воззвать кого из нас в вечность, то мы с упованием на благость и милосердие Божие не пожалеем оставить здесь свою бренность, а души предадим в руце Божии.
(X, 119)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 95–97

Желание себе Смерти — предоставить воле Божией

  1. Ты упоминаешь о желании твоем умереть: это надобно предоставить воле Божией, Он больше нас знает. Ты говоришь: страсти не исцелишь, леность окаяннейшая! Неужели ж и смириться не хочешь? А смирение все страсти истребляет; как же мы со страстьми туда явимся? Они и там покоя не дадут.
(X, 179)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 168

Приготовляясь к Смерти, особенно в болезни, нужно надежду полагать не на свои дела, а на милость Божию и заслуги Спаса Христа, ради коих, веруем, все умершие в вере и с причастием наследуют Жизнь

  1. Вы пишете, что чувство Ваше внушает Вам, что должно приготовляться к исходу от здешней в вечную жизнь, и просите наставить Вас, как приуготовляться к сему времени. Что касается до сего, то мы всегда должны приготовляться к нему; ибо никому не известен час смертный, а паче находящимся в болезни, — впрочем, и питаться надеждою в продолжение жизни и исполнять христианский долг принятием Святых Таин, не мешает. <…> Полагать же надежду не на свои дела, добродетели и подвиги, но на неизреченную милость Божию и заслуги Спаса нашего Иисуса Христа, без коих никакие наши дела не могли бы нас спасти. А ежели враг наносит смутительные помыслы о грехах и влагает безнадежие, то прибегайте также к заслугам Сына Божия: ибо Он пришел грешников спасти, за них пролил пречистую Кровь Свою и взял на Себя всего мира грехи, претерпел Крестную смерть. Сие да будет нам надеждой и утешением к получению Вечных благ. Все, кои отходят отсюда в вере и надежде будущей жизни и с принятием таинств церковных, веруем, что милость Божия сотворится с ними. Аще что и погрешили в житии сем, то Церковь, Мать наша, приносит за них молитвы, при Бескровной Жертве, церковном богослужении и псалмопении, а также и творимая убогим милостыня о душах их, приносит им великую пользу.
(X, 263)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 225

Смерть четырехлетней малютки без Причастия не должна смущать — надеялись на выздоровление

  1. Вы очень сильно приняли к сердцу кончину вашей четырехлетней малютки и крепко печалитесь и о ней, и о том, что она не сообщена Святых Христовых Таин пред кончиной ее; приписываете это нерадению Вашему… Но Вы — верующий христианин, должны искать утешения в вере и уповании на непостижимый нам Промысл Божий и любовь Его к человеку… Не беспокойтесь и о том, что она не причащена Святых Таин перед смертью; но, конечно, недавно была приобщена сей Божественной Трапезы, и это не от Вашего нерадения произошло, а потому, что не надеялись на такой скорый переход ее в Вечность; да она же — невинный младенец, и Церковь на ектеньях не молит о прощении грехов младенцев, но: «упокой, Господи, душу младенца N в Царствии Небесном». И в том отложите смущение, будто выразились в Вашей мысли хулы на Святого Духа. Это действие вражие, а не Ваша мысль; враг не хочет добра и спокойствия, а возмущает разными средствами; Вы не повинуйтесь ему в смущении и не приписывайте себе в этой мысли вины.
(X, 282)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 404–405

Тяжелая Смерть после Таинств — дело Промысла, все на благо нам устрояющего

  1. Ты говоришь о трудности в смертном положении: когда уже тетушка, быв напутствована всеми Таинствами, трудно умирала, то чтό сказать о прочих? Для нас это непостижимо; но можем понимать из писаний отеческих, что предсмертные труды и болезни служат к очищению содеянных в жизни грехов, вспомоществуемы святыми Таинствами. Но нельзя заключать так о всех вообще, ибо сказано: смерть грешников люта (Пс. 33:22), а все не надобно отчаиваться, стараться же смирить свою совесть покаянием и смирением, и надеждой на неизреченное милосердие Божие.
(X, 304)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 471