Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Обязанность слушателей сохранить и умножить полученное серебро — поучение

Не только проповеднику нужно быть бодрым, но и слушатели должны быть внимательны, слушатели даже более, чем проповедник. Ведь, у нас одна забота — передать господское серебро, а вам (предстоит) бóльший труд — и принять и сохранить его с большой тщательностью. Итак, по выслушании (поучения), привесьте к дверям замки и запоры; оградите душу со всех сторон грозными помыслами, как какими-либо стражами. Вор дерзок, всегда бодрствует и постоянно нападает; и, хотя часто терпит неудачу, часто делает новые усилия. Пусть же станут грозные стражи и, если увидят, что диавол пришел и хочет похитить что-либо из положенного, пусть гонят его прочь с громким криком; нападут ли житейские заботы, пусть удаляют их; будет ли затруднять забывчивость (по слабости) природы, пусть возбуждают память к деятельности. Потерять господское имущество — не маловажная опасность. Если получившие это добро и растратившие вверенное, часто наказываются смертью, то какому наказанию подвергнутся те, которые, получив драгоценнейшее этого Учение, утратят его? Получающие это имущество отвечают только за целость его, а более ни за что; сколько они получили, столько же сполна и должны отдать; больше никто не требует от них. По отношению же к Божественному учению, мы ответственны не только за сохранение его, но и за большее приращение. Нам повелевается не только возвратить то, что мы получили, но и представить это Господу вдвойне. И одно сохранение его требует большой борьбы и старания; когда же Господь повелевает нам еще умножить его, то подумай, какой требуется труд и забота от нас, которым (это) вверено? Поэтому-то получивший пять талантов принес не только то, что было ему вверено, но и еще столько же (см.: Мф. 25:16). Не говори: я человек простой, я ученик, не имею способности учить, будучи не учен и не имея значения. Пусть ты человек простой; пусть неученый; пусть ты получил один талант: употреби в дело то, что тебе дано — и получишь одинаковую с учителем награду.

(I, 295)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Восемь слов на Книгу Бытия
    СЛОВО VII. С. 761–762
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 608–609

Проповедник не теряет от малочисленности Cлушателей

Чем прошлое собрание [в большой праздник Пятидесятницы] лучше настоящего? Не шумом ли только и смятением, а больше ничем? Ведь, если и сегодня причастие Святых Таин, и общение в других духовных благах, как тό: в молитве, в слушании, в благословениях, в любви и всем прочем, то настоящий день отнюдь не меньше прошедшего, ни для вас, ни для меня, проповедника. Кто слушал нас тогда, те будут слушать и теперь; а кого нет здесь теперь, тех не было и тогда, хотя они, казалось, и были здесь телом. Они не слушают теперь, не слушали и тогда, и не только сами не слушали, но еще беспокоили слушающих, производя шум и смятение. Значит, для меня и тогда, и теперь одинаковое зрелище, одинаковое собрание слушателей, и теперешнее нисколько не меньше прежнего. Даже, если сказать нечто удивительное, это собрание еще лучше того, потому что (теперь) беседа (идет) без шума, поучение без смятения, а слушание с бóльшим разумением, так как никакой шум не беспокоит нашего слуха. Говорю это не потому, чтобы я пренебрегал многочисленностью собравшихся тогда, но для того, чтобы убедить вас не печалиться и не скорбеть о малочисленности собравшихся сюда ныне. Не множество тел мы желаем видеть в церкви, а множество слушателей.

(I, 318)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Пять слов об Анне
    СЛОВО V. С. 823
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 670

Проповедник — раб слушателей, но это рабство ему дороже всего

Время предложить вам нашу трапезу, конечно, ничтожную, скудную и весьма бедную, с прекрасной, однако ж, приправой, — с вашим усердием к слушанию. — Что мне делать? Кто служит одному господину и обязан подчиняться одной воле, тот легко может угождать владыке и не погрешать. А у меня много господ, и я обязан служить такому многолюдству, с такими разнообразными требованиями. Впрочем, это сказал я не потому, чтобы тяготился таким рабством, — да не будет! — и не потому, чтобы желал освободиться от вашего господства. Для меня нет ничего почетнее этого рабства: не столько царь восхищается диадемою и порфирою, сколько я теперь красуюсь служением вашей любви. За тем царством следует смерть, а этому служению, если оно хорошо будет пройдено, уготовано Царство Небесное. Блажен верный раб и мудрый, егоже постави Господь его даяти житомерие сорабам его. Аминь глаголю вам: над всем имением своим поставит его (см.: Мф. 24:45–47; Лк. 12:42).

(I, 684)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 103, 112
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 116, 124