Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Слово праздное

Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12:36). Праздное слово есть слово несообразное с делом, ложное, дышащее клеветой, а также и пустое слово, например, возбуждающее неприличный смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное.

(I, 506)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XLII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 12:33–37. С. 445
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 453

От Слов наших — оправдание и осуждение

От словес бо своих оправдишися, и от словес своих осудишися (Мф. 12:37). Видишь ли, как безобиден Суд? Как кротки требования ответа? Не по речам другого, но по твоим собственным словам Судия произнесет приговор. Что может быть справедливее этого? В твоей, ведь, власти и говорить, и не говорить. Поэтому не злословимым надобно страшиться и трепетать, а злословящим, потому что не злословимые должны будут оправдываться в том, что об них разносимы были недобрые слухи, но злословящие дадут ответ в том, что они говорили о других худо.

(I, 507)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XLII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 12:33–37. С. 445
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 453

Слово постыдное и смешное не нужно произносить, тогда уста будут чисты, и злые пожелания умрут от молчания

Если ты имеешь сказать слово постыдное и смешное, то молчи, потому что и то слово — гнило, которое делает более рассеянными и говорящего, и слушающего, и в каждом воспламеняет порочные пожелания. Поэтому не должно непременно высказывать все, что мы имеем в уме; но должно стараться удалять и из самого ума порочные пожелания и всякую постыдную мысль. Если же когда, незаметным образом, мы допустим у себя нечистые помыслы, то не будем никогда выводить их наружу языком, но будем подавлять их молчанием. Как дикие звери и пресмыкающиеся животные, попавши в яму, если найдут какой-нибудь выход нáверх, то, вышедши, делаются еще более свирепыми, а если останутся навсегда заключенными внизу, то непременно погибают и легко пропадают: так точно и порочные пожелания, если найдут какой-нибудь выход чрез наши уста и посредством слов, то усиливают внутренний пламень, а если ты заключишь их посредством молчания, то они делаются слабее и истощаясь безмолвием, как бы голодом, скоро умирают в душе. Таким образом, если ты чувствуешь какое-нибудь постыдное пожелание, то не произноси постыдного слова: этим ты погасишь и пожелание. У тебя нечисты мысли? Пусть же, по крайней мере, будут чисты твои уста; не выноси вон этой грязи, чтобы не сделать вреда и другому, и самому себе, потому что не только говорящим, но и слушающим других, когда говорят постыдное, придается много нечистоты. Поэтому прошу и советую, не только не говорить таких слов, но, когда и другие говорят, воздерживаться от слушания, и постоянно прилепляться к закону Божию.

(I, 712)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 204
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 209
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

«Ты еси воскресение, и живот, и покой»— великие Слова

Все слова молитв и славословий церковных — великие слова; но эти слова: «яко Ты еси воскресение, и живот, и покой…», служащие столь великим для смертного рода нашего утешением и составляющие надежду христиан, особенно велики. Поэтому надо выговаривать их с особенной силой, с особенным ударением.

(X, 1006)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 2
    С. 477
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Унизительные Слова к ближним, хотя бы и к слугам, греховны

  1. Употребление слова «несносная тварь» при грубостях Вашей девушки, конечно, больше ее ожесточало; а для Вас было греховно: ибо кто ее сотворил? Тот же Бог, Который и Вас сотворил; и не только сотворил, но и искупил Пречистою Кровию возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Едина купель Крещения, едина Чаша Причащения для всех, и отпущение грехов равно всем кающимся дарует. Дай Бог, чтобы Вы укрепились от произношения таких и подобных слов.
(X, 328)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 682